Я есть

Я естьОтсутствие у большинства ищущих и последователей собственного надежного Центра (цензора) и не позволяет им обеспечить целостность обретаемого ими комплекса собственных представлений и опыта. Года и даже десятилетия пребывания в среде обращения множества инородных понятий и терминов неизбежно формирует у людей соответствующие обусловленности и привычки их восприятия. Так, люди могут очень много, долго и весьма убежденно говорить о карме, реинкарнации, Майи, Адвайте, различных чакрах и телах человека, но совершенно не замечать того, что все эти красивые и впечатляющие замки построены из песка их собственных представлений об этих чужих понятиях, попавших к ним даже не через третьи руки.Я естьСегодня, под прессом чрезмерной информационной насыщенности оказалась и сфера деятельности человека, которую принято относить к т.н. его духовному развитию. Многие ищущие, зачатую не способные самостоятельно разобраться и структурировать в свое целое весь разношерстный поток, обрушившийся на них информации, невольно оказываются заложниками лишь своих произвольных и фрагментарных предпочтений и доверчивости. В обиход людей внедрилось огромное количество различных понятий, заимствованных из разнообразных культур, религий, традиций и школ. Казалось бы, что подобная широкомасштабная интеграция должна способствовать более эффективному продвижению на пути духовного развития людей, однако в действительности все складывается обратным образом. И причиной этого феномена является качественное отличие простой совокупности различных отдельных частей, от их целого. Поскольку целое всегда больше, чем простая совокупность всех её отдельных частей…

Именно отсутствие у большинства ищущих и последователей собственного надежного Центра (цензора) и не позволяет им обеспечить целостность обретаемого ими комплекса собственных представлений и опыта. Года и даже десятилетия пребывания в среде обращения множества инородных понятий и терминов неизбежно формирует у людей соответствующие обусловленности и привычки их восприятия. В конечном счете, такие люди оказываются в ситуации, когда, по сути дела, с помощью одного (изначального или опорного) незнания они пытаются достичь иного незнания, т.е. одно незнание они объясняют посредством другого незнания, кажущегося им известным… Так, люди могут очень много, долго и весьма убежденно говорить о карме, реинкарнации, Майи, Адвайте, различных чакрах и телах человека, но совершенно не замечать того, что все эти красивые и впечатляющие замки построены из песка их собственных представлений об этих чужих понятиях, попавших к ним даже не через третьи руки.

Конечно, с подобным понятийным аппаратом своей родной культуры (традиции) дело обстоит не лучшим образом. Более того, именно по этой причине поиск и обращается в сторону всевозможных инородных культур, поскольку там, где нас нет, всегда кажется лучше… В результате, образовавшаяся информационная избыточность и неразбериха, лишь усугубляет и без того запутанное и темное состояние в духовной жизни людей, лишенных своих исконных корней и стремящихся обосноваться на чужих. Здесь же будет нелишним упомянуть и о проблеме несоответствия менталитета (мировосприятия) современного человека и используемого во многих древних традициях понятийного аппарата, сформированного совершенно в другие эпохи, характеризующиеся своими национальными, историческими и культурными уровнями и особенностями.

Тело

Сегодня среди ищущих, пожалуй, нет того, кто бы не располагал каким-то приемлемым для себя представлением о целостной сущности человека и её структуре. Причем, зачастую живое переживание своей собственной целостной сущности незаметно подменяется мертвым чужим знанием её структуры. Люди настолько увлечены и поглощены этим знанием, что со временем превращают его в совершенно очевидные и достоверные «вещи», не вызывающие никаких сомнений и не требующих каких-то самостоятельных изысканий и исследований. Они практически всё знают о многочисленных различных телах человека и их иерархии (порядке), рисуют красочные и впечатляющие картины воплощения и развоплощения человека, не переставая и без устали спорят о том, что составляет истинную суть целостной сущности человека, что в нем иллюзорно, а что реально, что смертно, а что бессмертно… Однако на фоне всего этого увлекательного действа, — препарации, манипуляции и анализа живой целостной сущности человека, не остается и толики внимания на то, чтобы самостоятельно и с искренним энтузиазмом заглянуть в свою собственную сущность и попытаться рассмотреть то, что в ней ЕСТЬ.

Конечно, для подобного рассмотрения необходимо располагать соответствующей достоверной «рассмотрелкой», однако, с другой стороны, без осуществления таких попыток, сдвинуть проблему с «мертвой точки» просто невозможно. Для начала, необходимо избавиться от обуславливающей и гипнотизирующей излишней детализации целостной сущности человека (себя) и в качестве основы использовать то, что доступно каждому нормальному человеку в самом себе. Говоря о доступности себя для самого себя, имеется ввиду тот комплекс естественных разнообразных восприятий (переживаний), который доступен обычному человеку и который формирует собой все поле его сознания.

Прежде всего, человек способен разнообразно воспринимать свое собственное Тело. Для этого достаточно подмигнуть своему отражению в зеркале, ущипнуть себя или потрогать пламя свечи… Свое Тело – это самое ясное и достоверное восприятие-переживание, которое изначально и естественным образом дадено каждому человеку, поэтому в качестве исходного «тезиса» оно и может послужить достаточно надежной опорой для всевозможных дальнейших рассмотрений себя. Известны традиции, учения и практики, в которых Тело исключается из целостной сущности человека, утверждающие, что «я» — не Тело. Подобное воззрение отчасти справедливо…, но я предлагаю хотя бы на некоторое время отбросить его в сторону, предоставляя себе возможность обрести самого себя в более целостном и живом виде.

Не-Тело

Кроме видимого и вещественного (материального) Тела человек так же располагает и своей скрытой (невидимой или невещественной) другой составляющей. Среди множества различных слов языка, используемого людьми, имеются такие слова, а так же их разнообразные смысловые связки, которые достаточно ясно указывают на наличие в их переживаниях (в опыте) этой самой скрытой составляющей, которая, по своей сути, выступает в роли естественного и необходимого «антитезиса» по отношению к своему Телу. Достаточно упомянуть о «силе духа», «несгибаемом духе», «непогрешимом духе», «поющей душе», «душевной боли», «страдающей душе», «грешной душе» и т.п. для того, чтобы понять, что за всеми этими словесными образами скрывается что-то невидимое, но то, что точно Есть. Наш обыденный язык более мудр, чем мы сами, его использующие. Наверное, каждый имеет какое-то свое (или считающееся своим) представление о душе и духе. Этими понятиями настолько произвольно и неосознанно пользуются, что более запутанной и темной картины о самом себе, пожалуй, трудно представить. Зачастую эти понятия автоматически отождествляются и с легкостью подменяются друг другом. Оказывается, что человеку гораздо проще ужиться с различными сложными чужими представлениями (системами) о себе, чем со своим собственным сознанием и переживанием себя… Воистину то, что постоянно пребывает на виду, более всего трудно находимо…

Мы можем с умным видом рассуждать о двойственности (дуальности, бенерности) доступного нам в разнообразных восприятиях всего проявленного мира и даже догадаться о неком потаенном недвойственном его Источнике, не замечая того, что представление о недвойственности является таким же продуктом двойственности (двойственность – тезис, недвойственность – антитезис), но никак не можем с должной серьезностью и основательностью подойти к рассмотрению самого себя в аналогичном простом формате. А ведь именно формат двойственности является самым простым и универсальным средством рассмотрения любой проявленной «вещи», поскольку он наиболее близок к своему целому и, по сути дела, позволяет парадоксальным образом созерцать это самое целое посредством своего минимально возможного и целостного дифференцирования на две противоположности, составляющие в своей естественной совокупности, целую и единую двойственность. Более того, он позволяет лишь по одной, проявленной своей внешней (явленной) форме («тезису») увидеть и рассмотреть скрытое в ней её содержание («антитезис»). Для того чтобы суметь увидеть невидимое, достаточно хорошенько рассмотреть видимое… Человек же, в этом смысле, является уникальной «вещью» (сущностью) Мироздания, поскольку обладает неоспоримым преимуществом перед любой другой аналогичной «вещью», заключающимся в том, что он способен воспринимать двойственность собственной целостной сущности одновременно и снаружи (отстраненно), и изнутри её самой (отождествлено)!…

Итак, обратим же свой пристальный взор на самого себя и постараемся рассмотреть (наблюдать) и пережить самого себя в формате обычной двойственности, одной из доступных в явном виде и потому опорной (основополагающей) противоположностью которой, является свое Тело.

Если свое Тело, как «тезис», мы вполне можем считать самым очевидным проявлением своего «я», которое является лишь отдельной частью целого проявленного окружающего его мира, то какими характеристиками может обладать его «антитезис»?

Душа или дух более подходит на роль «антитезиса» относительно своего Тела?

Почему в представлениях многих ищущих и последователей сложилась такая путаница и неразбериха с понятием души и духа?

Конечно, это лишь малая часть вопросов из числа тех, которые можно было бы сформулировать по исследуемой проблеме, однако их вполне можно отнести к разряду основополагающих. Поскольку, ответив на них, существенно упростится поиск ответов и на многие другие вопросы.

Отвечая на вышеприведенные вопросы, будут использованы известные основные универсальные закономерности (Принципы) двойственности, мои субъективные наблюдения и переживания, связанные с восприятием самого себя, а так же результаты некоего моего, опять же субъективного, невыразимого, вневременного и внепространственного «видения» целостного образа сущности человека.

Я намеренно здесь обращаю внимание на те инструменты и источники, которые были использованы мной в этих исследованиях, поскольку из всех них, общедоступными, точнее – привычно доступными, является лишь знание об основных универсальных закономерностях двойственности. Поэтому без активной самостоятельной инициации (работы) в поле собственного сознания, все здесь изложенное, покажется не более чем мертвой совокупностью отдельных букв, слов и предложений, лишенной своего наиважнейшего и животворящего целого, — самого себя!

Прежде всего, необходимо рассмотреть, какими характеристиками, подобными телесным, должен обладать естественный «антитезис» своему Телу. Исходной в этом рассмотрении, как уже вскользь отмечалось выше, выступает посылка о том, что свое «я», в качестве проявленного своего Тела, являет собой отдельную ЧАСТЬ всего ЦЕЛОГО мира, окружающего его.

Почему именно эта посылка и характеристика своего Тела выбрана в качестве исходной для дальнейших рассмотрений?

Поскольку целью настоящих изысканий является простейшая (двойственная) структура целостной сущности человека, то в первую очередь нас должны интересовать именно структурные характеристики своего Тела. Причем интересует структурные характеристики не самого Тела, как такового, а Тела по отношению к окружающему его целому миру (максимально обобщенные). Поэтому Тело, как отдельная ЧАСТЬ ЦЕЛОГО мира, и являет собой наиболее обобщенную и подходящую его характеристику, необходимую и достаточную для обнаружения и рассмотрения его скрытого «антитезиса». Этот вопрос вполне заслуживает своего самостоятельного внимательного рассмотрения и осмысления, поскольку, как показывает опыт, ответ на него не столь очевиден и большинство людей замечают в своем Теле в основном частные характеристики, являющиеся обычными и привычными для любого отдельного и автономного объекта восприятия.

Так же здесь стоит заметить, что именно свое Тело выступает в роли своеобразного естественного средства (инструмента), разделяющего весь целостный мир человека на свое «я» и «не-я», подобно тому, как обычная окружность разделяет все целое плоское пространство на внутреннюю и внешнюю его части…

Многие считают, что разделение человеком (посредством своего Тела) всего целостного мира на «я» и «не-я» являет собой корневую двойственность, лежащую в основе всего проявленного (воспринимаемого) двойственного мира. На этом представлении, как первопричине, сформировано множество иных представлений…, которые здесь не будут рассматриваться. Постараемся отбросить в сторону и эти представления, чтобы обеспечить максимально возможную непредвзятость (необусловленность) и равновесность настоящих рассмотрений.

На основании того, что отдельные противоположности в целой двойственности обладают противоположными характеристиками, можно определить соответствующую основную характеристику «антитезиса» своему Телу. Эту простую закономерность противоположностей двойственности можно достаточно ясно проиллюстрировать аналогией с простейшей чеканной монетой. Любой впадине на лицевой стороне такой монеты, соответствует аналогичная выпуклость на её обратной стороне, и наоборот. Поэтому, непосредственно располагая (воспринимая) рисунком и рельефом лишь одной из двух противоположных сторон чеканной монеты, можно достоверно «увидеть» также и её скрытую (невидимую) обратную сторону…

С учетом вышеприведенной исходной посылки, можно сказать, что этот самый «антитезис» являет собой нечто противоположное ЧАСТИ. И такой естественной и необходимой противоположностью любой ЧАСТИ является её ЦЕЛОЕ, — ЦЕЛЫЙ МИР!

Такое утверждение может показаться весьма парадоксальным и невообразимым, поскольку, по сути дела, в такой ситуации одна и та же целостная сущность человека одновременно выступает и в роли отдельной ЧАСТИ целого мира, и в роли ЦЕЛОГО мира… Иначе говоря, целостная сущность человека, по своей изначальной природе, является уникальным живым воплощением свойства голографичности (или локальной нелокальности) структуры Мироздания, в которой любая его отдельная часть заключает в себе всё мироздание целиком!

Рассмотрение целостной сущности человека с точки зрения двойственного формата, позволяет минимально детализировать и понять парадоксальную суть её голографичности. В таком контексте, одна и та же целостная сущность человека в виде (в части одной из её составляющих) своего Тела – «тезиса» выступает в роли отдельной ЧАСТИ целого мира, а в виде (в части другой её сотавляющей) своего пока ещё неопределенного «антитезиса» своему Телу – в роли ЦЕЛОГО мира. Как тут не вспомнить древнегреческую мудрость, — познай самого себя, и ты познаешь весь мир…

Переживание

Итак, «антитезис» своему Телу представляет собой ЦЕЛЫЙ мир, но в своём скрытом (не воспринимаемом обычными чувствами) виде. То, что «антитезис» своему Телу скрыт и не видим (в широком смысле) обычными чувствами, предназначенными для восприятия своего Тела и окружающего его мира, является вполне естественным и закономерным. Ибо то, чем может быть воспринят «тезис» — Тело, уже изначально и автоматически не может быть воспринят его «антитезис», в силу их противоположного характера. Однако не следует забывать о том, что воспринимательные возможности человека, отнюдь, не ограничены только его внешними (отстраненными) восприятиями, осуществляемыми с помощью соответствующих пяти органов чувств. В распоряжении человека имеется также возможность осуществления своих разнообразных внутренних восприятий посредством их ПЕРЕЖИВАНИЯ (отождествленного восприятия)…

Этот момент в настоящих исследованиях представляется достаточно тонким, интересным и очень важным, поскольку является одним из определяющих для обретения понимания и буквального переживания всего дальнейшего материала.

Здесь внешнее рассмотрение (дистанционное или отстраненное наблюдение) своего Тела и двойственного содержания своей собственной целостной сущности, переходит в свою противоположную, внутреннюю фазу, — фазу внутреннего, отождествленного переживания «антитезиса» своему Телу.

Как (каким образом) может быть пережит весь мир ЦЕЛИКОМ, без какой-либо его дифференциации (разделения) на свои отдельные части?

Ответ на этот необычный вопрос доступен каждому нормальному человеку. Однако для этого, по меньшей мере, необходимо, чтобы он обрел статус вопроса в сознании конкретного человека.

Что единственно можно сказать о переживании (именно о переживании, а не о стороннем наблюдении) ЦЕЛОГО мира, без отношения к каким-либо его внутренним частям, т.е. как Единого и Единственного?

По большому счету, о таком переживании Целого ничего нельзя сказать,
8000
поскольку любое слово уже изначально являет собой вынужденную ограниченность и локализацию, которая автоматически порождает соответствующие отношения с тем, что осталось за его пределами… Поэтому любой словесный образ, использованный для описания такого внутреннего («антитезисного») переживания ЦЕЛОГО мира уже изначально будет ложью. И речь можно вести лишь о том, чтобы подобрать такие слова, которые были бы минимально разбавлены вынужденной ложью…

К этой проблеме можно подойти и иначе.

Если использовать упомянутое выше парадоксальное свойство любой отдельной части заключать в самой себе весь мир целиком, — все ЦЕЛОЕ (свойство голографичности), то можно пойти путем обнаружения того общего (единого), что скрыто в любом переживании, как, впрочем, и в любом восприятии вообще, в самом широком смысле.

Все люди разные, поэтому для каждого существует свой индивидуальный путь, которым он может заметить в самом себе то, что я назвал переживанием в своем сознании ЦЕЛОГО мира. Я намеренно уделяю этому вопросу особое внимание, крутясь всё вокруг да около…, поскольку самостоятельное и практическое (живое) разрешение его является ключевым для каждого человека, и никакой «общественный транспорт» в этом не поможет…

Наверняка, найдутся люди, которых вся эта тривиальная писанина уже изрядно утомила, поскольку им хватило имеющегося опыта, сил и внимания, чтобы заметить в своем собственном сознании то единственное и простейшее, чем наполнено переживание Целого мира, и что необходимо присутствует в любом восприятии и переживании.

Есть!

Это слово (понятие), пожалуй, наиболее четко и емко отражает суть переживания в своей целостной сущности её отдельной части – «антитезиса», воплощающего собой Целый мир.

Переживание Целого мира, как и любое иное частное переживание, как и любое иное частное восприятие, вообще, прежде всего, заключает в себе свою собственную ЕСТЬ-ность, именно благодаря которой все они и переживаются, и воспринимаются. Все они ЕСТЬ! Переживание того, что ЕСТЬ (ЕСТЬ-ности) — и представляет собой то самое переживание Целого мира в своей собственной целостной сущности (в своем сознании) «антитезиса», полярного своему Телу («тезису»). Основная трудность схватывания, обнаружения и полноценного переживания этого факта, связана с его тотальностью и непрерывностью присутствия в деятельности сознания. Поскольку из-за отсутствия контраста и определенной динамики, человек настолько привыкает к неизменному переживанию своей ЕСТЬ-ности, что просто перестает её замечать, подобно тому, как очкарик со временем перестает замечать грязное пятно на окуляре своих очков.

В качестве небольшого отступления, хотелось бы обратить внимание на то интересное обстоятельство, что любое восприятие (наблюдение или переживание) человека, будь оно ложным (иллюзорным) или действительным, самим своим осуществлением в сознании человека, наполнено одной и той же ЕСТЬ-ностью, что, в общем-то, их и объединяет, а так же лежит в основе существования проблемы их различения… Поэтому каждый человек и живет именно в том мире, который, по большому счету, сам себе и натворил…

Таким образом, если свое Тело – «тезис» вычленяет из всего целого проявленного мира и привносит в целостную сущность человека ощущение своей отдельности, — своего «я», то скрытый его «антитезис» — привносит в туже целостную сущность человека переживание целостности мира, — «ЕСТЬ», — переживание ощущения ЕСТЬ-ности. В результате своего взаимного проникновения друг в друга и единения в целостной сущности человека, у него осуществляется ощущение «я-Есть»!…

Здесь обязательно необходимо уточнить, что, по большому счету, в своем, так сказать, отдельном и «чистом» виде ни ощущения (восприятия) «я», ни переживания «Есть» в целостной сущности человека не существует, и речь можно вести лишь о преобладании одного над другим. В этом смысле, целостная сущность человека вполне может быть представлена в виде некой непрерывной шкалы всевозможных соотношений между собой разнообразных степеней проявления своего «я» и «Есть». На этой непрерывной шкале можно выделить соответствующие её локальные (дискретные) части, характеризующиеся таким соотношением между собой «я» и «Есть», которое определяет центральное качество каждой такой локализации (иногда их называют различными телами человека). Так или иначе, но Тело человека являет собой максимально возможную степень преобладания «я» над «Есть», а «антитезис» своему Телу, соответственно, — максимально возможную степень преобладания «Есть» над «я». Не смотря на свою кажущуюся примитивность и некоторую неточность, эту идею достаточно хорошо иллюстрирует образ т.н. континуума (упомянутой выше непрерывной шкалы противоположностей), с помощью которого Н.Кузанский демонстрировал упрощенный естественный «механизм» взаимопроникновения противоположностей друг в друга.

Я есть

Следует обратить внимание на то, что далее, говоря о каких-либо противоположностях, всегда имеются ввиду лишь разнообразные степени преобладания одной из них над другой.

Дух

Теперь пришло время определить, что более всего, душа или дух, претендует на роль «антитезиса» своему Телу, — тотального переживания ЕСТЬ-ности в целостной сущности человека. Думаю, что будет полезным каждому самостоятельно проделать эту работу. По большому счету, само по себе, живое видение сути и переживание этого «антитезиса» не нуждается в каком-то своем именовании. Однако, с другой стороны, эта процедура значительно упрощает представление его формального образа, и в некоторой степени избавляет от неизбежных недоразумений и путаницы в дальнейших рассмотрениях и коммуникациях (взаимодействиях) с другими людьми.

Для самого себя этот вопрос я решил достаточно просто и легко, — естественным «антитезисом» своему Телу, составляющим целостную сущность человека, является ДУХ. Во всех сущностях мироздания (в самом широком смысле) заключен один и тот же ДУХ (переживание одного и того же целого мира), а разнообразные частные окраски Ему придают их отдельные и конкретные проявленные свои Тела (Формы)… Весь ЦЕЛЫЙ проявленный множественный мир и ДУХ – это две различные (противоположные) точки зрения, два способа восприятия Одного и Того же целого мира…

Душа

Душа же – это Середина (граница), проходящая (разделяющая и соединяющая) в целостной сущности человека между своим Телом и Духом, между Частью и Целым, между своим «я» и целым «Есть»… Душа – это Третья и уникальная составляющая целостной двойственной сущности человека, в которой в равной степени присутствует и «я», и «Есть», а в своем единстве заключающая Великую, невыразимую и непостижимую НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, «пребывающую» за пределами двойственности «Целый проявленный мир»/«ДУХ» или «я»/«Есть»…

От мирского к духовному

Однако такое состояние Души человеческой является идеальным (совершенным, гармоничным и сбалансированным). Душа являет собой то, чем сама себя осознает… Естественное историческое развитие человека вначале наделяет его «спящей» Душой, или разбалансированной и искаженной (замутненной, отягощенной) Душой, в которой телесность и связанное с ним «я» преобладает над «Есть» (Духом). Из-за чего основное внимание оказалось направленным и прикованным к своему Телу и окружающему его проявленному миру, со всеми вытекающими отсюда последствиями… Эту ступеньку в развитии целостной сущности человека вполне можно назвать «мирской», «внешней» или «материалистической». Для обычного мирского человека его истинная, чистая Душа «пребывает» в той же «стороне», что и Дух, поэтому для него они кажутся неразличимыми и тождественными. Скорее всего, именно такое состояние целостной сущности обычного человека и послужило основной причиной для разнообразных недоразумений и путаницы между его понятием Души и Духа.

Представьте себя обычным маятником, отклоненным в одну из двух своих противоположных сторон. Куда вас потянет осуществить свое естественное движение? В направлении противоположной стороны…, или в направлении «точки» (положения) равновесия…, которые сливаются в одно и то же направление… На самом деле, вас все время притягивает к себе одна и та же «точка» равновесия маятника, его середина…, а качание около неё всецело обусловлено лишь вашей «инертностью»… Поскольку именно она являет собой способность накапливать в себе энергию движения, которая каждый раз и вынуждает маятник проскакивать свою «точку» равновесия, отклоняясь в противоположную сторону…, чтобы повторить все вновь…

Надо сказать, что приведенная аналогия маятника, достаточно полноценно, ясно и просто демонстрирует состояние целостной сущности обычного человека, в Душе которого степень проявления «я» преобладает над степенью переживания «Есть». По сути дела, преобладание в Душе «я» над «Есть», и воплощает собой её свойство инертности, — её «тяжести»… Однако даже если в Душе преобладает и «Есть» (Дух), то она все равно «отягчена» такой же, по своей сути, инертностью, неизбежно приводящей к продолжению качания…

Так, постепенно мы подошли к следующей ступеньке развития целостной сущности человека, в Душе которого уже «Есть» преобладает над «я» (Дух преобладает над Телом). Думаю, что вышеприведенная аналогия с маятником избавляет меня от необходимости каких-то дополнительных пояснений о сути таких людей, которые в миру обычно называются «духовными» и т.п. Поскольку, как это не парадоксально и не кощунственно прозвучит, но такие духовные люди представляют собой лишь иной, противоположный вид душевного «отягощения»…, отклонение того же маятника, только теперь уже в другую сторону, но с теми же, по сути своей, последствиями.

Здесь стоит ещё раз заметить, что Душа, сама по себе как таковая, всегда и неизменно гармонична и сбалансирована (заключает в себе в равных степенях и «я», и «Есть»), и лишь её собственное однобокое внимание к одной из своих естественных составляющих, создает в ней иллюзию преобладания одного над другим, дисбаланс (дисгармонию)… В этом смысле, человек способен проявлять поистине магические свойства, поскольку с легкостью может из «мухи» сделать «слона» и наоборот, увидеть то, что желает и готов увидеть, а также оправдать практически любые свои мысли и действия…

Мне бы очень не хотелось, чтобы мои слова о мирских и духовных людях были восприняты, как проявление какого-то негативного отношения к ним, ибо все пути человеческие, в конечном счете, ведут к Одному и Тому же, к Истине (Богу, Логосу, Абсолюту, Дао и т.п.). Но при этом, все же хотел бы обратить внимание на то, что и мирской, и духовный путь, по сути, воплощают собой одни и те же метафорические «широкие врата», со своими двумя «створками», через которые невозможно достичь своей конечной Цели — Истины…, как невозможно дойти до вечно ускользающего горизонта, — туда, где Земля соединяются с Небом… Любой выбор и движение в одну из двух противоположных сторон, неизбежно отвергает иное и запускает «качели»…, на которых и качается подавляющее большинство людей… А те самые «узкие врата»… или «игольное ушко»…, через которые только и возможно достичь Истины, «пребывают» именно в Душе человеческой, но в Душе, обретшей (осознавшей) свое естественное совершенство (гармонию и сбалансированность)… А до той поры, Душа спит (замутнена и отягчена), а её совершенство пребывает в ней лишь в своем потенциальном (латентном) состоянии, подобно семени, из которого можно взрастить целое Древо Бытия…

Мирская и духовная ступень являются естественными закономерными этапами развития целостной сущности человека, и в этом смысле все же несколько различаются между собой. Различаются, прежде всего, тем, что духовный человек являет собой результат его самостоятельного и целенаправленного преображения (второго возрождения, — рождения в Духе) собственной целостной сущности. В ходе такого перерождения осуществляется обращение внимания в свою противоположную сторону, -«переход» от мирского к духовному человеку, в целостной сущности которого уже преобладает «Есть» над «я», Дух над Телом. При этом человек, подобно качнувшемуся маятнику «проходит» свою естественную Середину, — «точку» равновесия, пребывающую в Душе. Это обстоятельство накладывает свой специфический отпечаток на характер духовного человека, придавая ему, зачастую, невыразимый окрас (привкус) и соответствующее ощущение уверенности в правильности выбранного пути.

Кроме того, необходимо заметить, что сам по себе уровень мирского или духовного развития человека не является какой-то закостенелой и неизменной характеристикой его целостной сущности. Он подвержен своим естественным изменениям (флюктуациям), подобным пульсу или дыханию, в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Именно благодаря такому пульсу своей жизни, внимательный человек и получает возможность преображаться, — изменять качество своей целостной сущности.

Континуум целостной сущности

Как уже отмечалось выше, свойства Тела («я») и Духа («Есть»), как обычные противоположности целой двойственности, взаимно обуславливают, взаимно дополняют и взаимопроникают друг в друга, и своей естественной и закономерной игрой формируют само целостное поле (континуум) сущности человека, в котором образуются соответствующие телесный и духовный миры, в которых преобладает, соответственно, телесная или духовная его составляющая.

Тело человека (его «я»), проникая в противоположную область Духа («Есть»), проецирует себя на неё. В результате чего в ней формируются соответствующие отдельные локализации, подобные Телу, но уже не вещественные, а духовные по своему содержанию. Полноценность этих скрытых (духовных) тел человека всецело определяется его способностью осознанно позиционировать в них свое «я» посредством соответствующих восприятий и переживаний. Чем более высокий уровень по направлению к Духу занимает тело, тем оно более «тоньше» по своему содержанию и ближе к его универсальной и всеобъемлющей сути — «ЕСТЬ». В своем пределе (в крайности), восприятие своего «я» может достичь столь мизерной степени, что буквально как бы растворяется или поглощается соответствующей ему степенью «ЕСТЬ»…, нивелируя (превращая) их в НИЧТО… Подобные состояния целостной сущности человека под разными именами известны во многих религиях и традициях…

В свою очередь, Дух, проникая в область вещественного (телесного), проецирует себя в него. В результате такого взаимопроникновения в целостной сущности человека формируются разнообразные тела, в которых человек может себя позиционировать и быть…

Кроме того, эта же проекция охватывает собой и ближайшее внешнее окружение человека, т.е. разнообразные объекты окружающего мира, которые он способен воспринимать с помощью своих пяти органов чувств. Сами акты внешнего восприятия и осуществляются именно благодаря тому, что человек своим собственным вниманием часть своей Есть-ности («Есть») проецирует на разнообразные внешние объекты, а затем уже воспринимает её в виде наблюдаемых сторонних объектов… Такой «механизм» восприятия разнообразных внешних объектов окружающего проявленного мира представляется вполне естественным, поскольку если отождествленное переживание ЦЕЛОГО мира осуществляется в виде «ЕСТЬ», то любая его отдельная часть, но уже в формате проявленного и дифференцированного (множественного) внешнего мира, так же должна заключать в себе соответствующую степень подобной Есть-ности («Есть»)…

Иначе говоря, внимание человека способно наделить внешний объект определенной частью своей собственной Есть-ности и, тем самым, соединить его с самим собой в одно целое, реализуя особый вид внешнего-отождествленного переживания (как это не парадоксально звучит), который нами ощущается как обычное внешнее (дистанционное или стороннее) восприятие.

В этом контексте, можно сказать, что все, воспринимаемое человеком в его окружающем мире, автоматически заключает в себе соответствующую частицу его собственной Есть-ности, как бы расширяя его персональное тело до размеров воспринимаемого им своего окружающего мира. Поэтому внимание вполне можно считать своеобразным «энергетическим» каналом, транслирующим соответствующую часть целостной сущности человека или своеобразным «щупальцем» её Есть-ности…

Таким образом, можно сказать, что в пределе ДУХ, своим тотальным и все проникающим Вниманием проявляет Себя в целый мир (Вселенную), который люди ощущают как внешний и объективно существующий, а «я-Есть» каждого человека уже в этом мире проявляет (выкраивает и модифицирует или искажает) для себя соответствующий субъективно-объективный мир, в котором он и существует… Поэтому, чем большей степени духовности достигает человек в своей целостной сущности, тем более его субъективно-объективный мир становится целостным и соответствующим объективному миру. Однако при этом теряется его детализация, — внутренняя начинка, поскольку в переживании Целого мира – ДУХА теряется самоидентификация человека, его «я»…

Здесь следует сказать о нелинейных закономерностях изменения (перемен) степеней проявления любых противоположностей, которое может несколько прояснить уже сказанное…

Дело в том, что любая двойственность, состоящая из двух своих противоположностей, представляет собой замкнутую целостную систему, идеальным топологическим образом которой является Круг (Окружность). Поэтому наращивание степени проявления любой из противоположностей, отнюдь, не является привычной линейной функцией, ведущей к какому-то бесконечно далекому максимуму. Сначала степень её проявления с убывающей интенсивностью увеличивается до своего некоего максимального значения – полюса, а затем естественным и обратным образом уменьшается до некоего минимального и универсального значения – крайности – НИЧТО, в котором противоположности нивелируют друг друга… Именно поэтому и говорят о том, что противоположности в своих крайностях сходятся, т.е. представляют собой одно и то же НИЧТО… Поэтому и невозможно достичь в своем максимальном, отдельном и «чистом» виде ни «я», ни «Есть», поскольку они и осуществляются лишь благодаря своей опоре друг на друга…

С разнообразными переживаниями внутреннего мира человека происходит нечто подобное, что и с внешними восприятиями различных объектов окружающего мира, только обратным (противоположным) образом. Поскольку изначально внутренний мир человека воспринимается посредством разнообразных переживаний, которые и осуществляются благодаря своему тождеству с «я-Есть», то этот самый внутренний мир оказывается лишенным своего основополагающего атрибута – «пространства» и детализации. По большому счету, такой мир для человека выглядит, как некое целостное переживание, лишенное своей раздельности на части и соответствующей структуры. Такое недифференцированное переживание своего внутреннего мира является естественным изначальным состоянием целостной сущности человека.

Конечно, говоря о внутреннем мире человека, речь можно вести лишь о т.н. «психическом пространстве». И формируется такое «пространство» посредством того же внимания, путем разотождествления с переживанием, т.е. путем выделения (вытеснения) определенной части своего «я» за «пределы» переживания. Именно образовавшаяся «дистанция» между такой частью «я» и переживанием, и формирует психическое пространство внутреннего мира человека. При этом само переживание в определенной степени трансформируется в отдельный объект наблюдения внутреннего мира. Если степень такого выделенного «я» превысит собой ту часть «я», которая осталась в переживании, то такое переживание превращается в обычный объект стороннего наблюдения, практически ничем не отличающийся от восприятия любого объекта окружающего мира.

Таким образом, человек оказывается в ситуации, когда куда бы он ни направил свой взор-внимание (вовне или внутрь), он неизбежно одно обретает, а другое теряет. Таков замкнутый Круг, обусловленный любой двойственностью, в рамках которой человек стремится реализовать свой выбор в пользу одной (предпочтительной) из двух противоположностей. По сути дела, в рамках этого Круга человек и не может сделать никакого своего выбора, поскольку вынужден бегать по нему подобно белке в колесе, не ведая выхода из него и не замечая этого или придумывая всякие оправдания такому своему положению.

На каком бы уровне своих многочисленных «я-Есть» человек не сумел себя позиционировать, он всегда и неизбежно пребывает во власти двойственности этого самого «я-Есть». Тело и Дух, «я» и «Есть» составляют собой корневую (основополагающую или генетическую) двойственность целостной сущности человека, которая автоматически превращает в свое подобие всё, с чем бы она не «соприкоснулась». Даже само «соприкосновение» не может миновать этой тотальной участи…

Личность и Бог

С одной стороны, «я» своего Тела (как один полюс целостной сущности человека), как отдельная часть проявленного окружающего его мира, выступает в качестве центра, «вокруг» которого формируется личность человека. Можно сказать, что социум и культура, как одна из форм внешнего (окружающего) мира, — проявления своеобразного «коллективного сознательного», способствуют формированию соответствующей «плоти» вокруг телесно ориентированного своего «я», — личности. В этом контексте, личность человека представляет собой некое виртуальное образование в целостной сущности человека, которая позволяет ему в некоторой степени эффективно адоптироваться (интегрироваться) в окружающем мире и культурной среде, а также адекватно взаимодействовать с ними. По сути дела, личность играет роль суррогатного заменителя Души, преобладающим образом сориентированной на проявленный внешний (окружающий) мир…

С другой стороны, «ЕСТЬ» ДУХА (как другой полюс целостной сущности человека), как целый скрытый мир, выступает в качестве аналогичного Центра, «вокруг» которого формируется другая, противоположная локализация целостной сущности человека, которую называют различными именами, — Бог, Логос, Абсолют, Дао и т.п. Надо сказать, что образ этой предельной Духовной локализации целостной сущности человека, формализуется той традицией и культурой (коллективным сознательным), в условиях которой он существует, а определяется всецело т.н. «коллективным бессознательным» (по К.Юнгу)…

Личность и Бог – это две неотъемлемые полярные противоположности целостной сущности человека, которые взаимно обуславливают, поддерживают и дополняют друг друга. Они во многом и определяют характер (психику) людей. По сути своей, они являются полярными степенями проявления корневой двойственности целостной сущности человека, «я-Есть».

С точки зрения личности, Бог твориться ею по своему образу и подобию, а с точки зрения Бога, личность твориться Им по своему образу и подобию…

Не вдаваясь в более детальные подробности структуры целостной сущности человека, можно сказать, что над мирским человеком довлеет личность, а над духовным человеком – Бог…

Но самым главным является то обстоятельство, что только внимание человека способно качественно изменить (преобразить) целостную сущность человека. Поэтому контроль и управление своим вниманием является наиважнейшим и основополагающим условием развития целостной сущности человека. В этой связи, осознанное внимание вполне можно отнести к определяющим качествам Души.

В этом смысле, представляется очень интересным и полезным рассмотрение аналогии Души и настоящего момента в привычной троичной структуре времени: прошлое – настоящее – будущее… Ведь в действительности Есть только настоящее, а прошлое и будущее обретает свою соответствующую Есть-ность лишь благодаря тому, что мы смотрим на них через одну и ту же «замочную скважину» настоящего момента…

Однако оставлю этот образ для рассмотрения заинтересованного исследователя, поскольку нет ничего более ценного, чем собственные прозрения и достижения…

Великая Неопределенность

Казалось бы, что в целостной сущности человека нет ничего иного, кроме «я-Есть» и соответствующих ему разнообразных наблюдений и переживаний (восприятий), однако это вовсе не так. Раннее уже говорилось об уникальной сути Души, занимающей свое промежуточное (Серединное) «положение» между Телом и Духом в целостной сущности человека, подобно «точке» равновесия, занимающей свое серединное положение между двумя противоположными отклонениями маятника. В этом смысле, Душа – это своеобразный Центр тяготения целостной сущности человека. Главной и уникальной особенностью этого Центра является то, что он, как таковой, являет собой равновесное воплощения «я-Есть», т.е. в этом Центре и «я», и «Есть» присутствуют в равных своих степенях и ничто из них не преобладает… А отсутствие преобладания ни одной из двух противоположностей представляет собой НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, но неопределенность лишь относительно противоположностей корневой двойственности «я-Есть».

Серединное положение (Середина) – есть всегда…, даже когда нет никакого качания…, и когда нет ни самого маятника, ни его «право» и «лево»…

Иначе говоря, Душа человека парадоксальным образом заключает в себе некий неопределенный Третий элемент, воплощающий собой естественное, гармоничное и сбалансированное Единство «я» и «Есть» и одновременно «пребывает» за их «пределами»…, — в подобном тому самому НИЧТО, в котором крайности противоположностей сходятся (и расходятся)… В своей совокупности же, Душа – Троична (Триедина, Троица), поскольку разом заключает в себе в своих равных степенях и «я», и «Есть», а так же Третью, неопределенную свою составляющую. Да бы не усложнять изложение, назовем этот Третий элемент – «Истиной». Тогда Путь развития целостной сущности человека вполне можно представить – от «я», к «Есть», через «я-Есть», до «Я-ЕСТЬ-ИСТИНА»!…

Именно достижение целостной сущностью человека состояния Души «Я-ЕСТЬ-ИСТИНА», и преображает её кардинальным образом, наделяя её естественной чистотой и бессмертием… По сути дела, — это третье рождение человека, рождение в своей собственной Душе… По большому счету, — это даже не рождение, в смысле возникновения нечто нового, а своеобразное проявление (осознание) в своей Душе того её качества, которое в ней заключено естественным образом изначально, всегда и неизменно.

Истинное «Я-ЕСТЬ»

В настоящих рассмотрениях я был вынужден идти извилистым путем от своего Тела, через Дух, к Душе. И лишь дойдя до этого места, понял и пережил разом парадоксальность того, что все различные «я-Есть», составляющие собой весь двойственный континуум целостной сущности человека, представляют собой не более чем различные виртуальные «отражения» одного и того же, единственного Истинного «Я-ЕСТЬ», заключенного в Душе. А свое Тело (личность) и Дух (Бог) – это естественные полярные локализации целостной сущности человека, которые способны лишь искаженно отразить собой образ одного и того же Истинного «Я-ЕСТЬ».

Вряд ли возможно как-то полноценно описать словами такого совершенного человека, да и, наверное, не нужно пытаться этого делать, чтобы не ввергнуть людей ищущих в очередную обусловленность…

Возможно, что к этому моменту уже нашлось хотя бы несколько человек, у которых мог возникнуть кажущийся очень неудобным вопрос:

А кто, собственно, в целостной сущности человека сумел рассмотреть и описать всю целостную картину этой самой сущности человека?

Дело в том, что существует достаточно укоренившееся убеждение в том, что никакая сущность (система) не способна познать саму себя, и лишь сущность более «высокого» уровня способна постичь и ведать любую сущность нижележащих уровней… Более того, подобное представление обрело даже статус доказанного в рамках современной науки (теоремы Гёделя).

Однако уникальность Души как раз и заключается в том, что, являясь частичкой двойственности, она одновременно представляет собой неопределенность (Третий элемент или Истину), «пребывающую» за пределами этой самой двойственности… и целиком заключающую её в себе… Именно поэтому, Душа и способна не только постичь саму себя, но и всю целостную сущность (двойственность Тело/Дух, «я»/«Есть»)…

Поэтому не все люди смогут заметить, пережить и понять все то, о чем я здесь пишу, поскольку все мы не только отличаемся друг от друга, но так же отличаемся и тем, кем являемся в своих собственных сущностях (кем идентифицируем себя)… А если еще учесть то, что неведение и неопределенность порождают определенный страх, то Душа, по сути своей, представляет собой отталкивающий (не допускающий в себя) Центр, вынуждающий двойственную сущность человека быть порабощенной этой самой своей корневой двойственностью и непрестанно качаться на её «качелях»…

Все, что может быть, — есть разнообразные проявления Души… Минерал, растение, животное, человек мирской, человек духовный, человек Совершенный – всё это различные проявления одной и той же Души…

У обычного человека вместо Души – бездонная пропасть, «дырка от бублика»… Поэтому у такого человека по большей части Души и «нет»…, её подменяет личность или Бог… Редкие её проявления могут возникать лишь на контрасте, когда имея (располагая) одно, сожалеешь (желаешь) об упущенном другом, противоположном… Но самое интересное и парадоксальное заключается в том, что если бы даже и располагал этим самым другим, то от этого ничего бы не изменилось, и точно так же сожалел уже о первом… Такова природа Души, — быть «точкой» притяжения любых разнообразных односторонних переживаний.

Любое бессознательное увлечение или сознательное предпочтение ведут к одному и тому же одностороннему выбору… Именно такой выбор и разрывает естественную связь между противоположностями, наделяя их искусственной и иллюзорной автономностью и самодостаточностью. В свою очередь этот разрыв, бесконечное множество подобных разрывов, не позволяют человеку соприкоснуться со своей собственной Душой… Он просто не видит какого-то возможного места для себя в ней, её «пустота» его выдавливает и изгоняет, заставляет страдать… И единственной опорой для него остается собственная личность, которая разделяет и выбирает…, обрекая себя на неизбежные колебания…, и погоню за неуловимым и вечно ускользающим горизонтом… И даже отказ от личности в пользу сотворенного ею же Бога, по своей сути, есть не что иное, как скрытое проявление все той же разделяющей личности…

Мирские люди являются приверженцами технократического пути развития, а духовные люди – духовного пути развития. И тот и другой путь существуют лишь благодаря тому, что между ними зияет пропасть, разделяющая их… Поэтому эти разные пути ведут к одному и тому же неизбежному краху…, и вынужденному движению в противоположную сторону…

Так будет продолжаться до тех пор, пока…

Ведающие говорят, — ищи Силу (Истину) в противоположном…

Отчасти это так, но есть нюансы… Дело в том, что обращая свое внимание на противоположное и устремляясь к нему, неизбежно вновь ограничиваешься и лишаешь себя искомого, заключенного в покинутой исходной противоположности, которая теперь уже сама играет роль оппозиции, — того самого противоположного, в котором необходимо искать ту же Силу (Истину)… Круг замкнулся…, «качели» качнулись и вновь вернулись в свое прежнее положение… Думаю, что с учетом всего изложенного здесь, не составит особого труда догадаться и понять, «где» действительно скрывается целостная Сила (Истина), не превращающая в противоположное ни одну из двух противоположностей целостной двойственности…

С этой точки зрения, выглядят абсурдными и удивительными дела мудрецов, которые желая добра, могут творить некоторое зло… В действительности же, в подобных действиях заключен глубочайший смысл. Дело в том, что обычному двойственному человеку невозможно идентифицировать («позиционировать») себя в собственной Душе в силу того, что она непрестанно отталкивает его от себя или подобна «лезвию бритвы», которая всегда разрезает его на две свои отдельные и непримиримые части. Поэтому человек способен обрести свою Душу лишь в том случае, если качественно изменит свой способ восприятия и образ мышления таким образом, что Душа сама начнет притягивать его к себе, т.е. Душа из отталкивающего Центра превратиться в притягивающий Центр. При этом она останется все той же и неизменной Душой, а её кажущееся изменение обусловлено исключительно изменением того, кому все это кажется… Поэтому не стоит как-то искать или стремиться к своей Душе, ибо все это уже изнач
4000
ально обречено на неизбежные заблуждения и провал. Обретя свойство притяжения к своей Душе, уже нет необходимости в поиске пути или в выдумывании какого-то образа цели, поскольку само притяжение сделает все, что нужно само…, подобно тому, как впадина на земле сама «заставит» мяч скатиться в неё естественным образом…

Существует множество способов качественного изменения себя, позволяющего быть притянутым к своей Душе. Пожалуй, самый простой и надежный, из известных мне, выглядит следующим образом.

Двойственность возможно «победить» только самой двойственностью, поэтому, по сути дела, и побеждать-то нечего!!! Требуется лишь соответствующее внимание и осознание. Эта мысль лишь кажется страшной и парадоксальной, в действительности же все – очень просто.

Необходимо научиться целостно воспринимать любую двойственность. Для этого надо стараться в любом «тезисе» заметить и рассмотреть соответствующую ему крупицу «антитезиса», которая в нем неизбежно присутствует в своем скрытом виде, а в любом «антитезисе» — заметить и рассмотреть соответствующую ему крупицу «тезиса», которая в нем так же неизбежно присутствует в своем скрытом виде… Т.е. надо научиться в каждой отдельной противоположности видеть так же свою скрытую двойственность. В результате, проявленные противоположности обретают в друг друге свое подобие (крупицу самой себя), которое и обеспечивает их притяжение друг к другу, превращая двойственность из совокупности отдельных (дискретных) и несовместимых противоположностей в единый, непрерывный и проникающий друг в друга континуум… И Центром такого притяжения противоположностей как раз и является Середина между ними! С обретением практических навыков такого восприятия и образа мышления, сам воспринимающий как бы автоматически центрируется сам, притягиваясь своей собственной Душой…

Отождествляясь с собственной Душой (с Серединой своей целостной сущности), сможешь воспринимать любые двойственности (Целый единый проявленный мир) в их достоверной чистоте, целостности и Единстве, не заботясь о каком–либо предпочтении и выборе, ибо в любом их проявлении всегда сумеешь увидеть, рассмотреть и взять все, что тебе угодно!…

Автор:
Алек Наконечный