• ---
  • asvfedf
  • Комментариев: 0
  • Просмотров:
  • 27-02-2017, 18:42

Когда мой первый урок тайцзи-цюань подходил к концу, я попросил учителя предоставить список рекомендуемой литературы.

"Список?" - удивился он.

"Ну... хотя бы одну книжку посоветуйте," - сказал я. - "Нужно же с чего-то начать."

"Но ведь ты уже начал!"

"Я имею в виду: нужно же как-то изучить предмет, разобраться по-человечески..."

"Но ведь ты уже разбираешься!"

Увы, я не был готов с этим согласиться. Занятие окончилось, а я так и не выучил ни одного движения. Честно говоря, я вообще не понял что происходит: все чем-то заняты, что-то делают, а - что, зачем - непонятно...

"Что же мне теперь, не читать совсем ничего?"

"Почему же, читай Чжуан-цзы или Дао-дэ Цзин."

"Но ведь в продаже столько книг о тайцзи-цюань!"

"Верно, но книжки эти - не для тех, кто занимается, а для тех, кто читает книжки."

"Неужели вы сами не читаете книг о тайцзи?"

"Я-то читаю, а вот тебе - пока рановато..."

"Когда же мне будет не "рановато"?"

"Годика через два-три, когда поймёшь - хотя бы в общих чертах - чем мы тут занимаемся."

Признаться, я был обескуражен, и совета ослушался: на следующий же день накупил книжек и брошюр, а после сидел вечерами, рассматривая длинные цепочки рисованных человечков, которые демонстрировали пошаговые инструкции для изучения форм различных стилей тайцзи.

С тех пор прошли годы, десятилетия. Я прочёл всё, что написано о тайцзи-цюань по-русски, и кое-что из того, что опубликовано по-английски. Теперь я точно знаю, что учитель был прав: нужно дать себе время освоиться, и хотя бы первое время избегать лишней информации, которая чаще тормозит развитие, чем помогает двигаться в нужном направлении.

Сегодня, когда ученики задают тот же вопрос (о да, они задают его регулярно!), я не рискую ответить так, как когда-то ответил мой учитель - коренной израильтянин. Мои ученики в большинстве своём - выходцы из России, запретить им читать - себе дороже. Самому потом расхлёбывать придётся. Нас настолько вымуштровали в школах и университетах, настолько приучили к книжному знанию, что бороться с этим - бессмысленно. И если я скажу вам: не читайте ничего, вы скорее всего поступите так же точно, как некогда поступил я сам. И кончится это книжным запоем, который с каждой прочитанной книгой будет уводить вас всё дальше от реальной практики.

Время от времени мне попадаются жертвы беспорядочного "духовного" чтения: у такого человека всегда наготове цитата из книжки - чаще всего механически заученная, не имеющая никакого отношения к его собственному опыту. Проблема с таким "механическим" знанием в том, что оно при всяком удобном случае старается подменить собой знание подлинное, живое. И даже в том случае, когда формально слова верны, смысл сводится к нулю: в отсутствие необходимого контекста даже неоспоримая истина способна превратиться в собственную противоположность. Принимая в расчёт эти обстоятельства, я стараюсь сделать так, чтобы первая прочитанная о тайцзи-цюань книга не стала препятствием для дальнейшего развития.

Обычно для начала я рекомендую толстый томик Малявина, который вышел несколько лет назад. Книга называется "Тайцзи-цюань. Классические тексты. Принципы. Мастерство". Там нет красивых иллюстраций, нет описания форм, зато довольно подробно рассказана история развития тайцзи-цюань, описаны принципы, имеются внятные переводы классических текстов тайцзи-цюань и приведены комментарии, без которых эти тексты непонятны современному читателю.

Книга Малявина - не учебник, именно поэтому имеет смысл её изучать (не "прочесть", как роман или инструкцию, и именно изучать, поскольку содержимое её применимо на всех этапах развития адепта тайцзи-цюань).

Но, вообще говоря, даже эта - замечательная во всех отношениях - книга вряд ли поможет разобраться в том что происходит на первых занятиях, зато она способна утолить голод ума, который, как я теперь хорошо понимаю, чаще всего не имеет никакого отношения к реальным потребностям человека.

Почему же невозможно выучить тайцзи-цюань по учебникам?

Потому что тип, вид, род знания, которое вы приобретаете в процессе изучения тайцзи-цюань отличен от того, которому принадлежит знание книжное, интеллектуальное.

Это не означает, что в процессе изучения тайцзи-цюань мы вовсе не пользуемся интеллектом. Однако, помимо интеллекта мы задействуем познающие способности, которые - за неимением лучшего - я бы назвал "соматическими". Своего рода "телесный разум", который со временем приобретает всё больший вес и смысл.

Знание, полученное при помощи этого "соматического" ума фактически непереводимо на язык интеллекта. Мы способны как бы задним числом разобрать то "общее", "целое", что приобретает наш "телесный", "внутренний" ум - на части и фрагменты, и в результате получим список рекомендаций, представляющий собой сумму слагаемых, не равную "целому".

Арифметика здесь, увы, не работает. Что - опять же - не значит, что список этот бесполезен.

Проблема в том, что воспользоваться этим списком в полной мере способен лишь тот, кто уже "видит" откуда у этого знания "ноги растут".

Почему невозможно освоить тайцзи-цюань по учебникамВот что говорит об этом Владимир Малявин: "Разговор о принципах тайцзицюань удобнее начать с изложения правил, относящихся к движениям отдельных частей тела и внутренним ощущениям, которые их сопровождают. Это не означает, что данные правила являются важнейшей или даже существенной частью практики и тем более теории тайцзи-цюань. В действительности они не имеют самостоятельного значения, и руководствоваться ими в познании принципов тайцзи-цюань крайне рискованно. Они – только следствия или признаки внутреннего состояния – расслабленности, или, еще точнее, бодрствования сознания, которое и составляет подлинную цель и смысл занятий тайцзи-цюань."

То есть, в нашем случае алфавит имеет смысл только для тех, кто уже в какой-то мере владеет самим языком.

Что это означает на практике?

Это означает, что мне приходится в отношении каждого конкретного ученика снова и снова принимать решение: что именно можно изменить для него прямо сейчас? Какие изменения закрепятся, и станут фундаментом для следующих изменений? Как передать это знание таким образом, чтобы человек запомнил - как на уровне интеллекта, так и на уровне "соматики" что именно привело к ожидаемым изменениям?

Бессмысленно пытаться каким-то образом передать или навязать ему весь список необходимых изменений сразу - ни один человек не способен единовременно уследить за всеми пунктами.

Этого и не требуется.

За одно занятие я стараюсь способствовать (хотя бы в минимальной степени) одному-единственному изменению - тому самому, которое ученик сегодня способен в себе распознать и задействовать. И это одно-единственное изменение всегда приводит к перемене системы в целом - иногда едва уловимой, тонкой настолько, что последствия проявляются лишь неделю или месяц спустя.

Это похоже на исполнение многоголосной фуги на органе с пятнадцатью клавиатурами. И с каждым годом моего преподавания количество "рук", необходимых для исполнения этой бесконечной фуги растёт, так что не за горами время, когда я буду похож на Авалокитешвару (или Человека-Паука, если вам такое сравнение подходит больше).

И так - каждый урок, урок за уроком.

Такова тактика. Имеется и стратегия, которая позволяет мне составлять учебный план на месяцы вперёд и корректировать его в зависимости от обстоятельств.

Важно понять: этот процесс невозможен без участия по крайней мере двух человек - учителя и ученика.

И ни один учебник, ни одна книга не заменит этого.

Для того чтобы изучать тайцзи-цюань, вам понадобится опытный преподаватель, способный увидеть в вас то, чего сами вы в себе не видите. Не видите по той же причине, по какой ни один из людей не способен увидеть невооружённым глазом собственный затылок.

И если такой преподаватель у вас есть, книги и видео могут подождать - по крайней мере до того момента, когда вы сами будете способны увидеть, почувствовать, пережить на собственном опыте эту "целостность", это равновесие "тайцзи" - в себе и других.

Дмитрий Дейч


Видео