4000
Я хочу рассказать вам одну историю которая приключилась со мной. К 24 годам, у меня, как и у любого другого человека, сформировался определенный образ для взаимодействия с внешним миром, который можно условно назвать личностью. Она состояла из системы взглядов, убеждений, принципов, определенном отношении к разным людям, вещам и событиям. Событие происходило во внешнем мире, воспринимались мной, проходило через «фильтр» моей личности и на выходе определялось моим умом как позитивное или негативное, простое или сложное, хорошее или плохое, удачное или неудачное. Ум, оценивая это событие, выдавал реакцию на него в виде эмоций. За этим следовало естественное желание избежать неприятных для моего тела чувств, а приятные испытывать как можно чаще…Я хочу рассказать вам одну историю которая приключилась со мной. Мне придется использовать термины и понятия такие как «я», «мое», со «мной», хоть они и потеряли для меня всякий смысл, поскольку без них невозможно общение и контакт с другими людьми. Говорить и писать на эту тему очень сложно, но еще сложнее будет читателю, который будет воспринимать этот текст через фильтр своих собственных взглядов и убеждений. Каждый видит только то, что хочет видеть его ум.
К 24 годам, у меня, как и у любого другого человека, сформировался определенный образ для взаимодействия с внешним миром, который можно условно назвать личностью. Она состояла из системы взглядов, убеждений, принципов, определенном отношении к разным людям, вещам и событиям. Событие происходило во внешнем мире, воспринимались мной, проходило через «фильтр» моей личности и на выходе определялось моим умом как позитивное или негативное, простое или сложное, хорошее или плохое, удачное или неудачное. Ум, оценивая это событие, выдавал реакцию на него в виде эмоций. Те события или люди которые воспринимались моим умом как хорошие вызывали приятные эмоции, а вещи, считавшиеся умом плохими, соответственно вызывали эмоции неприятные, вызывающие чувство дискомфорта.
За этим следовало естественное желание избежать неприятных для моего тела чувств, а приятные испытывать как можно чаще. К примеру, я встречал какого-то человека. Случалось, объективное, нейтральное по своей сути событие – человек говорил определенные слова. Но это событие пройдя через фильтр моей личности окрашивалось в определенные цвета и воспринималось уже субъективно. Набору звуков, которые исходили из рта человека придавалось значение. Слова, их смысл тон, тембр голоса, оценивались исходя из критериев моей личности. Если они воспринимались как хорошие, верные и полезные, мой ум испытывал такие же по своей сути эмоции и характеризовал человека как хорошего или положительного. Таким же образом происходила и противоположная реакция.
События внешнего мира, не связанные с другими людьми, воспринимались таким же образом. Нейтральные по своей сути музыка, фильм или погодное явление становились какими-то особенными проходя через фильтр ума. Это очень похоже на то, как ребенок раскрашивает черно-белый рисунок. На основе своего прошлого опыта, он знает какого цвета листва на деревьях или солнце и раскрашивает картинку в определенные цвета. Только прошлый опыт относящийся к людям, событиям или вещам всегда индивидуален и очень субъективен.
В детстве, когда только личность формировалась, мы не знали, как реагировать на событие внешнего мира и учились этому у взрослых, а те в свою очередь у других взрослых и так далее. Программирование людей на определенные реакции продолжается из поколения в поколение, это естественный для всего человечества процесс. Насколько эффективны те программы которые в нас закладываются нашими родителями, учителями и обществом – вопрос спорный, пусть каждый ответит на него сам для себя. Для меня ответ уже давно очевиден.
Эмоции вызывают действия. Когда контакт с человеком вызывал приятные чувства (для удобства поставим знак равенства между терминами чувства и эмоции), я стремился продолжать с ним общение. Таким же образом, если я находил интерьер в ресторане красивым и интересным, а еду вкусной, я стремился и в будущем посетить этот же ресторан или похожий. Тот же принцип действовал и в противоположном направлении.
Моя жизнь состояла из замкнутой цепочки взаимосвязанных вещей:
— нейтральное событие
— ум (или личность, по своей сути – это одно и то же) окрашивает его в хорошее или плохое
— хорошее вызывает приятные чувства, плохое – неприятные
— желание чаще испытывать приятные эмоции и реже неприятные определяют образ жизни и действия во внешней среде
Невозможность испытывать постоянно приятные эмоции от соприкосновения с внешним миром вызывает чувство дискомфорта. Неудовлетворенные желания – причина постоянного стресса для организма. У меня их было множество, но этим я ничем не отличался от среднестатистического человека.
К 24 годам, мной был выработан способ взаимодействия с внешней средой с целью удовлетворения собственных желаний испытывать приятные эмоции. Было определенное восприятие своей личности, своего «я» в контексте внешнего мира. Нейтральные в своей сути люди и вещи были окрашены моей личностью в определения — «мои друзья», «мои враги», «мои родственники», «моя жена», «мой бизнес», «мой дом», «моя страна» и т.д. Способ взаимодействия со всем этим определялся тем смыслом, который я вкладывал в эти определения.
Так получилось, что в определенный момент разные концепции и убеждения, составлявшие основу моей личности вступили в конфликт. Ложное убеждение в том, что человек должен для комфортной жизни иметь семью, дом, прибыльный бизнес, большое количество денег и имущества вступило в конфликт с ложной уверенностью в собственных способностях достигнуть всего этого в короткий срок.
Уверенность в собственных способностях была настолько высока, что любая ошибка во внешней деятельности, особенно в бизнесе, вызывала очень сильные негативные эмоции. Под действием негативных эмоций мышление становилось все более субъективным и неосознанным, что приводило к еще большему количеству ошибок и конфликтам с окружающими людьми.
В один момент напряжение от несоответствий желаемого и действительного стало настолько сильным, что сами основы моей личности такие как убежденность в собственном превосходстве, знание своего дела, место в общественной иерархии были подвергнуты мной самим сомнению. Этого не было никогда за всю историю существования моей личности и оказало эффект, разорвавшийся бомбы. И я прекратил борьбу.
В ходе периода депрессии, я практически не мог взаимодействовать с внешним миром. Программы, заложенные в мою голову пришли в движение. Одно накладывалось на другое и вызывало сильнейший стресс. Те фильтры через которые я воспринимал окружающий мир начали конфликтовать друг с другом, мое восприятие внешнего мира практически прекратилось, была потеряна связь с реальностью.
Противоречия в мышлении и негативные эмоции, исходящие от них лишили меня энергии необходимой для простых физических действий. Но потом произошло очень интересное событие о котором я не жалею (такое понятие как жалеть о чем-то, о ком-то и кого-то вообще исчезло из моего мировоззрения). Сил не хватало даже на мыслительный процесс, я перестал отождествлять себя со своими мыслями. Я вышел из игры и стал просто наблюдать за ними. Они приходили по привычке, старые мысли боролись с новыми, термины и понятия актуальные для моего прошлого всплывали в памяти и снова исчезали. Но все это не имело больше для меня никакого значения. Весь мыслительный процесс стал чем-то внешним, отдельным от меня, а я был наблюдателем.
И тогда произошло событие, которое является довольно редким явлением и до недавнего времени было известно лишь практикам закрытых и малоизученных духовных учений востока. Событие было переломным, но понять или воспринять то о чем я пишу невозможно человеку не испытавшему это на себе. Наблюдая за идущими мыслями характерными для своей личности, я (хотя это слово и потеряло свое прежнее значение) вдруг подумал «а кто собственно это все наблюдает? Если эти мысли что-то внешнее, то что тогда внутреннее? КТО ЕСТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬ? КТО Я?»
Личность разрушилась как карточный домик… Состояние тепла сопровождалось чувством поездки на американских горках. Мысли, которые вызывали стресс не воспринимались больше как часть меня, это было чем-то внешнем, не моим. Я же ассоциировался со светом от которого исходила теплота по телу. Стоило мне обратить внимание на мысль, так она сразу же исчезала. Как вампиры сгорают при солнечном свете, так и вся система мышления и восприятия мира сгорела в лучах осознанности. Это превратилось в интересную игру, мысли продолжали появляться, я обращал на них свое внимание, как на что-то внешнее и они исчезали. Я ходил с фонариком и сжигал их светом исходящим от него, а если быть точным – я и есть этот фонарик. Через некоторое время поток мыслей, состоявших из «внутреннего диалога» полностью прекратился. Прекратилось так же и отождествлением себя с собственным телом и на его место пришло знание того, что я – не оно. Я живу в теле, управляю телом, но я не тело.
То понимание вещей которое я обрёл не было результатом каких-то знаний и теорий полученных из внешнего мира. Это был результат самонаблюдения и осознание того, кто я есть.
Имя человека, его образ, мировоззрение, концепции и стереотипы, верования и моральные принципы…. Это все приобретенные из внешнего мира явления. Они субъективны и не точны, являются ложными и ошибочными если человек с ними отождествляется. По сути каждая мысль и каждое слово в непрекращающимся внутреннем диалоге – это иллюзия. Подобные иллюзии нужны потому, что с их помощью мы ведем диалог с людьми, вступаем в контакт с внешним миром.
Восприятие человека похоже на фотоаппарат, объектив которого закрыт миллионами различных фильтров. Эти фильтры – наши взгляды и идеи. Восприятие мира человека через систему фильтров стало настолько естественным для него, что он даже не подозревает об их существовании. А если и понимает, то понимает с помощью одного из этих фильтров, то есть искаженно. Любое понимание подобных вещей будет неверным, любое описание, в том числе и мое будет неверным, так как все слова – субъективны и являются производными нашей субъективной системы мышления. Это не хорошо и не плохо, это необходимо для взаимодействия с внешним миром.
Восприятие событий, людей, слов, действий и вообще всего того с чем соприкасаются органы чувств нашего тела всегда нейтрально при взгляде чистого объектива. Все происходит потому, что это происходит, все такое потому, что оно такое, остальное – дело иллюзорного восприятия. Находиться в этом состоянии можно и не проходя периодов депрессии и разрушения личности. Для этого достаточно силой воли прервать постоянный мыслительный процесс неугомонного ума и находиться в настоящем моменте, жить настоящим.
Вы можете это сделать прямо сейчас, даже не дочитывая до конца это предложение. Достаточно лишь выйти из игры ума в которой невозможно быть победителем. Сдайтесь, проиграйте ему, пошлите его ко всем чертям и поймите уже, что каждая мысль, каждое слово и реакция – это заблуждение. Любая мысль приходит из прошлого опыта, но реальность – это настоящее, а не прошлое. Прошлого – не существует, это выдумка ума. Жизнь – это настоящий момент, это мгновение, ни секундой раньше, ни секундой позже.