Осуждение

ОсуждениеМногие люди приезжают в Индию, надеясь найти Учителя-няньку, но проходят годы, а такой Учитель не появляется. И они, отчаявшись и во всем разуверившись, начинают критиковать тех Учителей, у которых получали передачи на практики и посвящения. Но это не правильно. Потому что, важен не внешний объект, а более важно именно то, что находится в вас самих. Разбудить себя, дисциплинировать себя, воспитать себя — вот признаки настоящего Война духовного пути! И даже не смотря на это, мы должны преклоняться перед теми, которые выводят нас на этот путь и следуют по нему вместе с нами, даже если мы со временем обнаруживаем, что то, что мы подразумевали под образом Гуру к ним никак не вяжется…ОсуждениеЕсть такая притча:
«Однажды пожилой человек и мальчик путешествовали на осле. Мальчик вел осла, а пожилой человек ехал на осле верхом. Когда они проходили мимо небольшой деревни, несколько деревенских людей пронзительными голосами стали кричать: «Посмотрите на этого старика, который эксплуатирует этого бедного мальчика! Что за негодяй!»

После того как они прошли деревню, пожилой человек сказал: «Нам лучше поменяться, иначе в следующей деревне нас тоже будут оскорблять». И они поменялись, пожилой человек стал вести осла, а мальчик ехал верхом. Но в следующей деревне они тоже подверглись критике: «Посмотрите на этого эгоистичного мальчика, не уважающего своего престарелого деда. Он не даёт пожилому человеку ехать верхом на осле».

Тогда они оба решили пойти пешком, но в следующей деревне люди стали кричать: «Посмотрите на этих двух глупых людей! У них есть осел, но они предпочитают идти пешком!» Тогда пожилой человек сделал заключение: «В действительности, не важно, что ты делаешь, – люди всё равно всегда будут критиковать».

* * *

Все, конечно, знают старинную русскую поговорку «Не судите и не судимы будете». Заметили, как легко прослеживаемся здесь закон кармы? Но и это не всё.

Дело в том, что любое наше суждение несовершенно уже потому, что наш ум далеко не совершенен. Мало того, часто мы судим только в диапазоне собственного опыта. Например, в Индии, когда мужчина общается с женщиной, то практически у всех сразу же складывается мнение, что между ними обязательно происходит секс. И это суждение происходит только лишь оттого, что в Индии в основном мужчины и смотрят на женщин, как на объект для сексуально удовлетворения. Исходя из этого, они своё понимание накладывают на такое же внешнее явление, относительно других людей. Так как основная масса населения малограмотная, то им трудно понять, что с женщиной ещё можно говорить о поэзии, кино и музыке, обсуждать политически и общественные проблемы, ходить в туристические походы, заниматься йогой, делать вместе любую работу, создавать бизнес или просто дружить

Вот если об этом начинаешь рассказывать индийским мужчинам из маленького городка, то они даже трудно понимают, о чём идёт речь.

Поэтому в маленьких городках Индии, если люди видят, что женщина общается с мужчинами, то о ней сразу же начинают думать негативно, презирать, оскорблять и вытеснять из уважаемых слоёв общества. Хотя, как раз именно такая женщина может быть неординарной личностью, умной и духовно развитой, и, несомненно, достойной уважения. Иначе кому интересно бы было с ней общаться?

И вот представьте себе, правильно ли будет их суждение? А сколько такие люди, в результате этого накапливают негативной кармы? Ведь если человек стремится опустить другого, то сам неизменно опускает себя. Так гласит закон Причины и Следствия, но если глубоко задуматься, то как ни странно, осуждение негативных поступков других людей очень быстро проявляет свои плоды уже в этой жизни.

Что же касается, обычных случаев, то мы, как правило, пытаемся судить людей, не зная всей ситуации, и самое главное – мотивации других людей. Ведь одно и то же действие может быть, как плохим, так и хорошим, в зависимости от цели. Например, если я дёрну утопающего за волосы и подниму его из воды, то вряд ли это будет не корректно с моей стороны. Так бывает и в жизни, что иногда не совсем красивый с точки зрения обывателей поступок, может привести к позитивному результату.

Мы живём в относительном мире, и соответственно, всё в нём будет относительно. Например,как мы можем сказать насколько общителен человек? На самом деле всё зависит от условий в которых он находится и от вида его деятельности. Если человек весь день читает лекции, то конечно же ему будет сложно вечером вести с вами задушевную беседу, и поддерживать бурное общение в соцсетях. Но если человек несколько лет жил в относительной изоляции и в обыденности видит около себя только компьютер, то думаю, что если он пытается общаться в соц.сетях и делиться своими фотографиями, мыслями и достижениями, то излишней общительностью это тоже можно назвать с большой натяжкой, даже если это будет несколько больше, чем это делают другие…

Также мы не можем создавать свои суждения о других, только основываясь на том, как люди проявляют своё отношение к нам. Потому что повсюду мы встречаем к себе именно такое отношение, которое заслуживаем. Всё происходит только в зависимости от наших собственных накоплений, от нашей собственной кармы. Так если в нас много злости, то возможно и человек, которого все считают добрым, общаясь с нами, может позволить себе несколько злые высказываний. И наоборот, если в нас много человеческого тепла, то может получиться так, что даже преступник подаст нам руку помощи. То же самое и с другими аспектами. Например, если в нас много жадности, то вполне естественно, что нам будут отказывать в материальной поддержке, а если в нас много зависти, то влиятельные люди не станут продвигать нас по карьерной лестнице.

Кстати, именно чаще всего бывает, что особенно люди любят осуждать тех, кто находится на виду. Нам показывают их успех, благополучие и богатство. Но подчас нам и невдомёк, что даже если человек и появляется на экране телевизора каждый день, то это не означает, что мы можем видеть и знать про него всё. Не всегда пресса рассказывает о том, что некоторые известные люди переживают глубокие проблемы и страдания, а также помогают менее благополучным, занимаются благотворительностью или строят бесплатные больницы.

Пока у нас нет сверхъестественных способностей, чётко знать мотивацию других людей, стоит воздержаться от выражения собственных мнений по поводу их действий посторонним людям. Потому что, таким образом осуждение может легко перейти в клевету.

Самая тяжелая негативная карма накапливается, когда мы осуждаем праведных людей, Бодхисаттв и Учителей. Наше сознание часто не в силах видеть ситуацию с более высокого уровня, поэтому опять же мы судим только с собственного опыта.

Для многих людей Учитель представляется чем-то совершенным, достигшим всех ведомых нам вершин и освободившийся от всех мирских желаний. Но позвольте, каким образом сможет существовать такая чистая душа в нашем далеко несовершенном мире?

На самом деле, Учителя, как проводники, связывающие нас с Абсолютом, потому что имеют познания о пути к нему. Даже, если эти познания не всегда верны, мы можем сами скорректировать их, проанализировав ошибки, главное то, что и они и мы знаем цель, к которой стремимся.

Учителя призваны поднять наш духовный уровень, а не являть нам спектакль абсолютного совершенства. Каким образом они будут вести нас по дороге к Освобождению совершенно не важно, иногда для этого могут использоваться самые жестокие или неприглядные методы. И об этом много уже писалось, в рассказах о Марпе и Миларепе или Тилопе и Наропе. Конечно, можно сказать, что это было давно и возможно преувеличенно. Подражать Учителям прошлого или просто БЫТЬ Учителем большая разница. В наше время упадка действительно настоящих и талантливых Учителей очень мало, но надо помнить, что мы встречаем и выбираем именно того Учителя, кто соответствует нашим кармическим наработкам и не иначе. И ежели мы не в состоянии встретить идеального мастера, то это означает, что внешний Учитель должен разбудить нашего внутреннего Учителя, а для того чтобы это произошло достаточно, если даже ваш внешний Учитель будет небольшого духовного уровня, но будет способен ВДОХНОВИТЬ вас на духовный путь, ведущий к Освобождению.

Учитель — это великий человек, если даже он не являет собой образец добропорядочности, тем самым он подвигает нас разрушить наши устоявшиеся концепции, которые незримой цепью связывают нас с Сансарой и заставляют страдать. Учитель — это великий человек, даже если он жесток, и его жестокость может поколебать наше эго, показать нам всю несостоятельность цепляние за собственную самость. И это самое болезненное, что порой полностью выводит наш ум из повиновения и даже порой порождает неприятие его, как Гуру. Но это стоит пережить. Ибо, лучше принять горькое, но чудодейственное лекарство, чем вечно крутиться в Сансаре, тупо страдая, и не зная, как найти из этого вечного страдания выход.

Учителя в наше время очень разные, но какие бы они не были, лучше затаить дыхание и пытаться найти понимание любой ситуации путём анализа и мудрости.

Например, если Учитель ездит на красивой и дорогой машине — это вовсе не всегда означает, что он не изжил своё цепляние за роскошную жизнь, как начинают думать многие. А просто потому, что ему эту машину могли подарить его ученики, и чтобы они смогли накопить как можно больше Заслуг, нельзя чтобы эта машина простаивала в гараже, ему надо эту машину обязательно использовать.

Также обстоит дело и с необыкновенным поведением Учителей. Есть такие секретные практики, занимаясь которыми духовные практикующие могут казаться нам неадекватными. Учителя могут не придерживаться целибата и других каких-либо других ограничений. Эти практики и находятся под секретом именно потому, что обычные люди не могут понять всей их глубины и направленности или же огласка их полностью лишает их силы. Так, например, если духовный практик практикует «Необычное поведение» чтобы разрушить своё цепляние за свою значимость, то ежели окружающие его люди об этом узнают, то весь смысл практики сразу пропадёт. Потому что эта практика и предполагает подпадание под осуждение людей, и в результате этого проверку его реакции, по которой можно будет определить, насколько духовный практик достиг преодоления собственной самости. А так как многие Учителя тоже ведут свою собственную практику, то может оказаться, что своим осуждением мы можем совершить большую ошибку.

Некоторые Учителя не совсем стандартно ведут своих учеников, и мы тоже не можем знать, какова цель, которую преследует Учитель. Например, бывает так, что Учитель даёт задание ученику, выполняя которое ученик может некрасиво выглядеть в глазах окружающих, но это тоже может оказаться мощнейшим лекарством для разрушения эгоизма и цепляние за призрачное «Я». Таким же образом проверяется и Приверженность Гуру. И чем более оригинальных подходов используется, тем интереснее становится практика, и тем быстрее бывает продвижение. Есть также неординарные способы, которые используются для увеличения у людей кармической связи с Учением.

Хотя не исключено, что некоторые Учителя могут только лишь пользоваться такой ситуацией для удовлетворения своих потребностей. Но на это тоже можно смотреть с разных ракурсов: Во-первых, как мы уже и говорили, идеальный Учитель практически не может прийти в наш не идеальный мир, так как у него просто не будет кармы здесь переродиться, во-вторых, надо взвешивать, что более весомо от контакта с таким Учителем, польза от учения, которое он даёт или вред от его поведения. Если вы чувствуете, что вреда больше, то стоит просто отойти от такого Учителя, но не осуждая.

Пока мы учимся, мы многое не можем постичь. Если бы мы сразу могли всё понимать, то не было бы необходимости учиться.

Мой Учитель Джецун Дамба Богдо Геген Римпоче принёс в мою жизнь огромные страдания. Его отношение ко мне и противоречивое поведение ввергало мой ум в сильное смятение. И дошло до того, что мне пришлось покинуть его дом в Дхарамсале, где долгое время я жила, но даже когда приходила на занятия в Так-Тен Хаус при виде его у меня возникала душевная боль и даже негативные эмоции.

Долгое время было трудно разобраться в ситуации. Я ждала от Учителя жесткой и системной практики, а он мне приносил с Алтаря потрясающие вкусные манго, я ждала бесконечных наставлений, а он со мной шутил на отвлечённые темы и поддразнивал, я ждала доброты, а он подвергал мою устоявшуюся жизнь и благополучие полному разрушению.

Мне казалось, что моя практика остановилась, что я ошиблась и попала не по назначению, что Учитель не учит, а просто потешается надо мной. И тогда я решила, что не буду больше ждать что-либо из вне и занялась собственным погружением внутрь.

Но я вернулась, пришла к нему в комнату, села около его ног и склонила голову к его коленям. Он положил мне на макушку свою ладонь, и вдруг я осознала, что очень сильно люблю этого человека и хочу, чтобы он жил долго. И что именно его существование дало мне возможность прикоснуться к той жуткой практике, которой я сейчас занимаюсь, именно его вечно сияющая улыбка всегда была моей защитой, именно его спокойствие давало всё это время мне бесстрашие.

То же самое бывает, когда мы спешим осудить тех, кто уже вступил на путь самосовершенствования.

Волею судьбы мне приходилось бывать в разных религиозных организациях, и однажды попав в круг людей, которые вели себя достаточно грубо, вплоть до того, что разговаривали матом, делали неправильные с точки зрения этики поступки, я тут же осудила их. Меня откровенно возмутило такое поведение, так как, на мой взгляд, своей грубостью и разнузданностью они порочили своего Учителя и даже само Учение.

Когда я говорила им об этом, я ставила в пример, людей из другой организации, где многие держались практически безупречно. Эти люди, из другой организации разговаривали вежливо, ходили в строгих одеждах, не проявляли низменных наклонностей, и в целом являли из себя образ уже чуть ли не святых. Многие откровенно восхищались ими и даже начинали следовать их наставлениям.

Но прошло много лет, и каково было моё удивление, что среди людей, которые меня шокировали своими грубыми манерами, со временем я увидела очень искренних, готовых в любую минуту прийти на помощь и очень серьёзных практикующих, а среди «святых», как ни странно, расчётливых и лицемерных людей.

Просто оказалось, что первые не пытались из себя кого-то играть, а проявляли себя естественно, а вторые, наоборот, преследовали свои определённые цели, создавая лишь имидж человека духовно развитого и достигшего определённого уровня реализации ради того, чтобы привлечь к себе больше последователей, которые могли поддерживать их материально.

Но и даже это не стоит осуждать, ибо это их право и их путь. По большему счёту совершенно не важно, какую цель преследует человек, к которому мы приходим, важно получаем ли мы от этого пользу для своей души.

Если попытаться вникнуть глубоко в суть этой проблемы, то становится понятно, что нам просто бессмысленно какого-либо осуждать, так как всё что мы видим вокруг, формируется согласно нашим собственным накоплениям, согласно нашей работе ума, согласно нашей собственной накопленной плохой и хорошей карме.

Так если у нас есть карма на такого Учителя, который по нашему мнению не соответствует нашему идеалу, но всё же даёт учение, которое нам помогает, то мы должны это принять со всем своим смирением. То же самое и с людьми, если нас окружают люди неприятные и вредящие нам, нам тоже бессмысленно их осуждать, потому что проявление их в нашей жизни порождено нашими собственными поступками и нашими собственными негативными эмоциями, хотя и возможно, накопленными в далёком прошлом. Лучше всего их существование надо употребить для высоких целей, например, принять их дурные выходки, как учёбу для того, чтобы закрепить в уме, как нельзя делать, а вред от них, как практику “Терпения” (Подробнее об этом позже). Терпение даст нам очищение и выработку личной силы. Поэтому они станут очень полезны на нашем пути.

В более глубокой философии говорится, что и плохое и хорошее в этом мире — это всё проявление Божественного, иногда даже это называется Божественной игрой. Хотя, когда человек испытывает невыносимые страдания, а подчас они действительно невыносимы, то называть это игрой весьма кощунственно. Однако даже если не верить ни в какие теории, то понять то, что всё имеет свою причину и своё предназначение, думаю не сложно.
Меня лично очень многое возмущало в этом мире, я часто осуждала поведение других людей, постоянно находила недостатки и недочёты в их деятельности и в стиле жизни. Чувствовала, что такое видение не создаёт гармонию в моём внутреннем мире, не даёт мне возможности любить всех живых существ. Долгое время я п
8000
ыталась не приучить себя не видеть плохое, как советуют многие, а понять его природу и дать право этому плохому идти своим чередом.

Я долго размышляла над тем, почему некоторые Учителя говорят, что то, что мы видим в других есть и в нас самих. Если брать, в общем, то можно предположить, что весь этот мир и то, что мы попали именно в него есть проекция нашего внутреннего состояния, то есть наших мыслей и поступков в прошлом и настоящем. Да это так, мы сами выбрали этот мир для своего рождения, ничего не бывает без причины, об этом знает даже физика.

Но, оказывается, есть и другое правило. Помните, в разделе «Зависть», мы упоминали, что сорадуясь успехам других, мы сами входим в их поток Заслуг и приобретаем возможность стать такими же успешными.

Так.

Но ведь осуждение — это обратная сторона медали сорадования! Получается, что, осуждая других людей, мы тем самым входим в поток их негативных наработок, и рано или поздно начинаем замечать, что сами поступаем подобным же образом. Своим осуждением мы как бы питаем эти негативные ростки эмоций, и даём им благодатную почву для роста, но теперь уже в нашей душе.

Мне раньше жутко не нравилось, когда люди спрашивают меня одно и то же по нескольку раз, и ладно бы какие-либо сложные вопросы, ан, нет, вопросы совершенно примитивные касающиеся быта или другой подобной ерунды. Я, конечно же, этих людей осуждала, говорила, что они настолько глупы, что не могут запомнить ответ с одного раза. Каково же было моё удивление, что со временем я сама стала задавать вопросы по нескольку раз, не концентрируясь на ответе.

Вообще, мир людей очень интересное место для наблюдений. На самом деле оказалось, что нет чёткого понятия “плохое и хорошее”. Эти определения весьма относительные, но, однако, необходимы для обретения потенциала, чтобы обрести благополучие и создать накопления для понимания более глубокого закона. Поэтому рекомендуется использовать эти понятия для определения собственных мыслей и поступков, а не для осуждения окружающих. Потому что ежели об этом поразмышлять поглубже, то можно использовать для анализа такие моменты:
Добро и зло. Наши человеческие концепции добра и зла не в силах отразить глобальные процессы мироздания, которые движут законами нашей жизни. Если взглянуть на это сверху, то оказывается, что рамки, разграничивающие эти понятия настолько зыбки и порой совершенно противоречивы, что получается, что в процессе развития как таковых понятий и определений вообще не существует.

Но почему же тогда мы на них опираемся в своих повседневных суждениях о тех или иных событиях, о действиях, о словах и мыслях?
Казалось бы, что ответ на этот вопрос очень прост, потому что все, что хорошо -приносит позитивный результат, а то, что плохо — негативный. О, кей. Но тут мы упираемся опять в «но». Тогда, что есть позитив, а что негатив?

Иногда для одного человека, лежать на диване, заниматься сексом и вкусно есть будет хорошо, то для духовного практикующего, который стремится выйти из круга перерождений, это будет плохо, так как на это действо тратятся заслуги и драгоценное время жизни, которое можно использовать для духовного совершенствования.

И опять начинается бег по замкнутому кругу. Но замкнут он лишь на одной плоскости, попробуем подняться выше. Предположим, что другая плоскость всё-таки существует, хотя мы не можем её видеть, так как наши глаза не обладают теми параметрами, которые бы её отразили. Тогда в силу логики, что то, что мы не видим, может существовать исходя из того, что мы не можем доказать, что оно существовать не может, мы можем опереться в своих доказательствах на предполагаемую плоскость более высшего развития сознания нежели наше.

И как ни странно, что именно часто все, что связано с плохими переживаниями ведёт сознание к совершенству. Через боль приходит осознавание нашей плохой кармы, через потери — зыбкости земного бытия, через невозможность чего-либо достичь — понимание нашей ограниченности и т.д.

Конечно, это не всегда так. Бывает, что, испытывая страдание человек, еще более ожесточается и ввергается тем самым в еще большие несчастья. Жизнь рушится, и кажется, что зло порождает зло и человек исчезает с плоскости нашего восприятия, перемещаясь в другие миры под воздействием накопленной кармы. Но как мы можем судить о дальнейших последствиях, если мы не в состоянии заглянуть в эту другую плоскость?

Может быть, для определённых душ страдания необходимы? Ведь говорится же в текстах, что страдания тоже являются положительным фактором, иначе просто невозможно породить отречение от Сансары? Не испытывая боли, и не обладая достаточной мудростью, человеку просто невозможно понять, что Сансара — это и есть источник боли, и есть первопричина всех наших проблем.

Если мы обратимся к истокам, когда за основу ещё берётся дуальность и признаётся индивидуальность нашей души — Джива, то можно поразмышлять над таким высказыванием: «Эта джива является частью той всеобщей субстанции, и она также вечна, она существует без начала, и будет существовать без конца. Она проходит через все эти формы для того, чтобы проявить свою истинную природу — чистоту. Каждое действие, которое сдерживает это проявление, считается порочным, и это применимо так же и к мыслям. Каждое действие и каждая мысль, которые помогают дживе расшириться и проявить свою истинную природу, считается хорошим». /Свами Вивекананда/.

И опять же мне хотелось здесь уточнить очень важную деталь.

Человек, забрёдший в дебри всевозможных философий, и начитавшись про относительность всего сущего, часто начинает отметать все нормы морали и нравственности, но на самом деле все эти законы общества неразрывно связаны с Дуализмом в религии. А Дуальность также является основной ступенью к Недвойственности. Пренебрегая тем, что строится на таких относительных понятиях, как «Плохое» и «Хорошее», мы тем самым лишаем себя этого фундамента и любое здание, выстроенное без него, уже не имеет никакой прочности, и может лишь служить для декорации некого спектакля, иными словами нечто показному, но не реальному, что может содержать наша сущность. Так многие люди, прикоснувшись к учению о Пустоте, начинают не себя ощущать Пустыми по сути, а окружающих людей и не считаться с их интересами. Это огромнейшая ошибка. Именно поэтому в древних буддистских текстах считалось даже нарушением Обетов Бодхисаттвы давать учение о Пустоте неподготовленным людям. Но сейчас напечатано много книг и доступ никому не ограничен, поэтому человек, не обладающий достаточными умственными способностями, понимает лишь то, что, прежде всего, выгодно его эгоизму. Поэтому, когда Дхарма попадает в руки к таким людям, она становится опасной, подобно электричеству, которое светит и согревает или больно бьёт током.

Еще раз хочу уточнить, что понятия «Плохое» и «Хорошее» должно присутствовать в качестве оценок прежде всего наших собственных мыслей и поступков, а потом уже того, что нас окружает и то с учётом его относительности. Это и есть кардинально важный момент для нашего пути.

«И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы».
/Дхаммапада/

В Индии, в Маклеодгандже на центральной площади постоянно мне встречался молодой сильного телосложения индиец, прилично одетый и хорошо разговаривающий на английском языке. Каждый раз, когда я там появлялась, он подходил ко мне и с наглой улыбкой просил деньги. По началу меня это выводило из себя, и я ему постоянно пыталась объяснить, что в его ситуации просить деньги не прилично, ведь он может работать и деньги зарабатывать. Он ухмылялся, и всё равно просил деньги. Пытаясь перебороть саму себя, я стала специально ему давать мелочь, но маленькие деньги его тоже не устраивали, он кривился и просил больше. Я чувствовала, что он меня откровенно раздражает, и не понимала, как это преодолеть. Но однажды, размышляя о многообразии форм и проявлений этого мира, я почувствовала некое умиротворение в своей душе, оно продолжалось не так долго, но подпало под то время, когда, приехав на площадь, я опять встретила этого индийца, и он опять попросил у меня денег.
Как вы думаете, что я сделала?

Я просто рассмеялась! И он рассмеялся тоже. И я склонила перед ним голову в поклоне.

Возможно в этот момент, я чуточку вошла в эту Божественную игру, и возможно в этот момент этот наглый индиец стал ненадолго моим Учителем! Потому что весь мир может учить и направлять нас, стоит лишь приглядеться повнимательнее к его явлениям.

А потом, когда я сидела в небольшом кафе и смотрела на эту вечно оживлённую площадь, где беспрестанно сновали самые разные люди: туристы, монахи, попрошайки и ещё куча непонятных персонажей — пришло понимание, что наконец-то в моём сердце зародилась настоящая любовь к этому миру. И теперь моей задачей является не дать этому ростку зачахнуть.

После этого случая, индиец больше не стал при каждой встрече просить у меня деньги, теперь он просто мне улыбается.

Автор:
Елена Кшанти