Почему расстановки по Хеллингеру — это бесполезная пустышка

Почему расстановки по Хеллингеру - это бесполезная пустышкаРынок психологических услуг на пространстве б.СССР пёстр и никем и никак не регулируем. В силу ряда причин в России ещё и крайне низкий уровень вузовского и послевузовского обучения психологов, плюс (точнее, дополнительный минус) к этому, в «душепомогающей» отрасли беспрепятственно могут работать лица, вообще не имеющие сколько-нибудь серьёзной профессиональной подготовки по психологии и психотерапии. Весь описанный «букет» факторов» приводит к бурному цветению лженаучных и буквально шаманских подходов к психологической помощи, что напоминает «бум» увлечения БАДами («биологические активные добавки»). Все хвалят, всем интересно и очень доступно. А результаты — кто о них задумывается, когда процесс так интересен и занимателен?!Почему расстановки по Хеллингеру - это бесполезная пустышкаМы выразимся несколько деликатнее: способность людей к созданию иллюзий и уверенному (в смысле уверованному) пребыванию в них настолько безгранична, что сопоставление со Вселенной не кажется преувеличением. И эта способность не имеет каких-либо социальных или профессиональных границ, тем более там, где люди пытаются решать свои проблемы с помощью других людей. Область психотерапии — самое благодатное поле для проявления указанной способности как со стороны специалистов, так и со стороны потребителей. Сразу оговоримся, что не имеем в виду банальное и циничное мошенничество — психологи и психотерапевты в большинстве случаев искренно верят в те методы помощи, которые они предлагают своим клиентам.

Рынок психологических услуг на пространстве б.СССР пёстр и никем и никак не регулируем. В силу ряда причин в России ещё и крайне низкий уровень вузовского и послевузовского обучения психологов, плюс (точнее, дополнительный минус) к этому, в «душепомогающей» отрасли беспрепятственно могут работать лица, вообще не имеющие сколько-нибудь серьёзной профессиональной подготовки по психологии и психотерапии. Весь описанный «букет» факторов» приводит к бурному цветению лженаучных и буквально шаманских подходов к психологической помощи, что напоминает «бум» увлечения БАДами («биологические активные добавки»). Все хвалят, всем интересно и очень доступно. А результаты — кто о них задумывается, когда процесс так интересен и занимателен?!

Именно шаманским (без кавычек) является и метод так называемых «семейных расстановок» немецкого психотерапевта «Берта» Хеллингера. Другими словами, не более чем психоБАД, пустышка-панацея для всех и каждого.

Чтобы понять автора этой психопустышки, рассмотрим извилистый и авантюрный путь Хеллингера от солдата Вермахта третьего рейха до католического священника, от священника к психоаналитику, а от психоаналитика к пророку.

История Хеллингера и его концепции

Анализируя любую научную школу, культурное течение, социальный тренд или лженауку, необходимо уделять особенное внимание первоисточнику, отправной точке, лицу, которое создало импульс, благодаря которому появился «новый эффективный подход». Очень часто специалисты и обыватели берут на вооружение те или иные подходы, мало интересуясь, кто их создал и как происходило создание продукта или услуги.

И если в сфере материальных товаров, мы крайне заинтересованы техническими характеристиками, качеством сборки, комплектующими и сервисным обслуживанием, то в области идей или «обещаний фантастических результатов» мы не такие придирчивые. Слишком многое не замечаем или не хотим замечать.

Согласитесь, было бы странным, если бы зубным врачом оказался «сапожник» без медицинского диплома, а сиделкой с детьми — «рецидивистка-уголовница»?!

Биография Берта Хеллингера завлекательна и интересна. Именно изучение фактов из его биографии лишний раз убедило авторов данной статьи в том, что «расстановки» не что иное, как «психоБАД» и лженаучное течение во главе с основателем, который увлечён идеями Гитлера и Третьего Рейха.

Антон Хеллингер («Берт» — это кличка, полученная им в католическом ордене, от сокращенного духовного имени католического Святого «Suitbert») родился в 1925 г. в германской католической семье. Обучение проходил в католическом монастырском интернате. В юности смог избежать вступление в Гитлерюгенд, но в 1942 г. был призван в Вермахт и участвовал в боевых действиях на Западном фронте. Был пленён в 1945 г., совершил побег из лагеря заключённых в Бельгии, вернулся в Германию. Вступил в австрийский католический орден в г. Лоор-на-Майне (Missionary Order of Mariannhill: религиозные обеты бедности, целомудрия и послушания) и изучал католическую теологию с философией в Университете Вюрцбурга (один из старейших университетов Европы).

После окончания учебы в 1952 г. отправлен служить в миссионерскую школу в Южной Африке (территорию племен зулусов). Работая в Южной Африке (Провинция Наталь), он получал дополнительно образование и стал бакалавром гуманитарных наук с дипломом, дающим право на преподавание в миссионерской школе. В процессе обучения Хеллингер попал под влияние англиканской церкви и активно участвовал в её программах работы с местным населением. Программы включали в себя применение методов психодинамики, что подтолкнуло впоследствии Хеллингера к обучению психоанализу.

В процессе своей «школьной карьеры» Хеллингер стал немного говорить по-зулусски, а также активно принимал участие в шаманских ритуалах. Это в дальнейшем привело к тому, что он стал понимать их особый взгляд (это концептуально отобразилось в основах его учения) на мир и сначала вышел из ордена, а потом уже и сложил свой сан священника в 1968 г.

Сняв сан и выйдя из ордена, Хеллингер был освобождён от религиозных обетов. Он познакомился с девушкой Гертой, которая стала его невестой. В 1970 г. они уехали в Германию, где и обвенчались. После свадьбы они перебрались в Вену, где Хеллингер прошел обучение набирающему моду психоанализу (классический курс в Венской Ассоциации психоанализа, которая впоследствии не признала в нём психоаналитика из-за его увлечений «первичной терапией», которая противоречила психоанализу).

Герта активно помогает Хеллингеру проводить психотерапевтические группы и консультации во время незаконченного обучения.

Увлекаясь психоанализом, но приостановив обучение в Вене в 1973 г., Хеллингер переехал в США для 9-месячного обучения у Артура Янова (американский психолог и психотерапевт, автор теории «первичной терапии»). Особенно сильное влияние на Хеллингера оказали труды Эрика Берна, Милтона Эриксона, Фрэнка Фаррелли (основателя «провокативной терапии») и популярность трансакционного анализа. Закончить свое обучение Хеллингер смог в Мюнхенской Ассоциации психоанализа, где был зарегистрирован в качестве практикующего психоаналитика. Затем Хеллингер проходит обучение НЛП и семейной терапии.

Долгое время Хеллингер пишет книги, но не находит издателей. Его первая неизданная книга была посвящена, входящему в моду, НЛП.

На основании семейной терапии, психоанализа, НЛП, провокативной терапии и своего 16-летнего опыта работы с зулусскими племенами и их шаманами, Берт Хеллингер в начале 1980-х стал формировать свой «научный подход», который впоследствии получил название «системные семейные расстановки». Для этого Берт вступил в Немецкое общество семейной терапевтов, где сформировал ядро поклонников его идей и методов. Однако на тот момент он не проводит учебных программ и не издаёт книг.

Популярность и известность нового «психологического БАДа» стала расти лишь после успеха первой изданной книги.

В 1993 г. Хеллингер (ему было 68 лет) согласился обобщить свои записанные семинары и наработки по расстановкам и выпустить книгу под названием «Два рода счастья: Системная психотерапия Берта Хеллингера», которая принесла ему известность и популярность. На данный момент он является автором и соавтором более 30 книг.

После издания книги Берт Хеллингер стал очень популярным и создал ассоциацию по семейным расстановкам, собирал аудитории по сотне участников и активно работал с поклонниками в разных странах. Большое влияние на работы последнего десятилетия Хеллингера оказала его вторая жена Мари София Хеллингер-Эрдоди.

Мари Софи Хеллингер была директором департамента психологии в Центре китайской медицины и аюрведы в течение 14 лет. Её методы работы включают в себя гипнотерапию, НЛП, даосскую медицину и цветовую терапию. Обручилась в 2003 г. и стала вторым человеком в группе поклонников «расстановок Хеллингера».

Новое лженаучное течение, по мере распространения, собирает огромное количество критики со стороны научного сообщества, происходит раскол «поклонников» на две группы (в 2004 г.): «классические расстановки» и «новые расстановки». Первые отказываются от апгрейда Хеллингером его методов и максимально дистанцируются от своего основателя, который неожиданно стал судиться со своими учениками и запрещать им применять свои методики (начиная с 2007 г.).

В 2007 г. Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia, где он стал с новой женой обучать «новым расстановкам». В формулу устаревшего БАДа со смесью «психоанализа, НЛП, семейной терапии и шаманства» прибавились программы по «энергетической работе» (energy work). Эти обновлённые методики повысили популярность четы Хеллингеров в испаноговорящих странах. Из-за конфликтов с «классиками» в 2008-2009 годах на «новых» семинарах они уже практически не присутствуют, а их места заняли восторженные представители Нью-Эйджа и эзотерики.

С 2008 года Хеллингер запретил использовать свое имя центрам и ассоциациям поклонников «расстановок», которые не заключили с ним специальное соглашение об отчислениях.

«Классиков» в России около тысячи, а «новых» несколько десятков. Всего в мире не более 3 тысяч «терапевтов-расстановщиков».

Создав свой «психологический БАД» с использованием научной терминологии и мешанины различных подходов и методов для придания «научности» и «авторитетности», как и большинство других зачинателей деструктивных культов и лжеучений, Хеллингер не смог пойти дальше и сформировать свой замкнутый культ, где бы все его поклонники жестко контролировались и управлялись.

Это не помешало Хеллингеру «прославится» странными «высказываниями», откровениями и требованиями к своим последователям. Мало кто из «семейных» расстановщиков Вам расскажет, что:

Хеллингер написал «письмо-стих Гитлеру», где призывает найти в себе кусочек Гитлера и уважать это. Параллельно Хеллингер сменил место жительства, переехав на некоторое время в 2004 г. в «Малый кабинет Гитлера» (помещение одной из канцелярий Гитлера в баварском Штанггассе, где фюрер любил работать);

В ряде своих расстановок в Германии Хеллингер высказывается, что «в войсках СС было много порядочных людей, большинство которых не могли противостоять движению, в котором состояли»;

Жена Хеллингера Мари Софи открыла совместный бизнес «SPA-центр» в соляной шахте горы Оберзальцберге. Данное место считается «местом силы» у эзотериков Европы.

Хеллингер относится к инцесту как к проявлению любви в семье и средству балансирования семейных отношений. Хеллингер также настаивает, что привлечение виновного в инцесте к ответственности скорее вредит, чем помогает жертве справиться с последствиями;

Хеллингер имеет «необычные взгляды» на насилие, аборты, современные технологии зачатия, трансплантация органов и др. Например, причиной рака молочной железы он называет несправедливое отношение к прошлым партнёрам мужского пола, а причиной гомосексуализма указывает то, что мальчик берёт на себя чувства умершей сестры, когда нет ни одной женщины в семье, чтобы это сделать;

В 2009 г. часть «расстановщиков на конференции в Вене выразило обеспокоенность, что в «развитии работ Хеллингеров появилась последовательная и усиливающаяся тенденция к использованию методов манипуляции массами, подобным тем, которые использовались религиозными сектами, а также тоталитарными и фашистскими режимами и организациями. Мы полагаем, что в последние годы некоторые из методов и теорий, развитых и используемых Бертом и Софи Хеллингер, и некоторые из заявлений, сделанных ими, ранят и приносят вред».

Немецкое общество по системной терапии и семейной терапии (DGSF) считает методы Хеллингера «…неэтичными и опасными для тех, кто ими занимается»14. Ещё ряд ассоциаций также выражает несогласие с методиками Хеллингера и обеспокоенность его подходом к клиентам.

В Севилье, Испания (октябрь 2006 г.), Мари Софи Хеллингер называла Хеллингера пророком перед массовой аудиторией.

В Буэнос-Айресе, Аргентина (август 2007 г.) супруги Хеллингер утверждали, что понимание приходит к Хеллингеру непосредственно от Бога.

В Мексике, февраль 2008 г., и в других группах, людей просили громко повторять слова «Да! Да! Да!» или лозунги «Да, мама!»/«Да, папа!», при этом подняв руку. Сначала этот жест предписывалось делать, сжав ладонь в кулак, но в Мексике (февраль 2008 г.) также с вытянутыми вперед пальцами, как в приветствии «Хайль Гитлер».

В Германии Хеллингер не может заниматься профессиональной психотерапией по умолчанию, поскольку он просто не имеет для этого никаких законных оснований (нет ни образования, ни, соответственно, лицензии), а проводить «системные расстановки» с верующими в этот метод никто, естественно, не запрещает в свободном рыночном государстве. Но многие представители профессиональной системной психотерапии в Германии через суд запретили упоминать их в связке с Хеллингером.

Нет ни одного независимого научного исследования, подтверждающего эффективность метода семейный расстановок. Последнее журналистское расследование в Германии, проведённое Андреа Моцеллин в 2004 г., не смогло отнести «методы семейных системных расстановок» к научно-авторитетной терапии.

В Германии выпущено 6 книг об опасности и деструктивных признаках движений, использующих методы системных расстановок.

Этот список можно продолжать очень долго, но давайте подумаем, чем подкупает публику Берт Хеллингер.

Причины успеха у публики и недопрофессионалов

На чём основывается популярность «расстановок» у душеведов разной квалификации, а также у публики, стремящейся на эти действа?

1. На простоте и нетрудоёмкости: клиенту абсолютно ни в каком отношении напрягаться не приходится, и ведущему потеть не над чем, кроме как над мастерством шоумена-импровизатора. В обыденном языке подобные модели поведения называются ленью и халтурой. Предвидим бурное возмущение обеих задетых сторон и точно не ждём добровольного признания названных грехов.

2. На неопределённости задач и неопределённости результатов. Нам опять же могут гневно возразить, что и проблемы конкретные ставятся, и результаты поражают своей очевидностью. Но сравните, к примеру, две формулировки: «Я хочу улучшить отношения со своими близкими» и «Я хочу, чтобы в результате расстановки я приобрела такие-то и такие-то навыки поведения и коммуникации, которые позволили бы в течение месяца выйти из депрессии и избегать её в дальнейшем». Если нам ответят, что расстановки не решают таких банальных задач, то этим лишь подкрепят нашу позицию: даже в сказках формулировки вроде «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что» являются лишь приёмами издевательства над героями, а решение всегда предметно и осязаемо.

3. На лёгкости манипулирования интерпретациями как со стороны ведущих, так и со стороны клиентов. При формулировке расплывчатых и задач, и результатов срабатывает «эффект гороскопа» — человек невольно вписывает в мутные рамки чёткие личные картинки и начинает восторженно принимать этот самообман за потрясающее проникновение в глубины его жизни.

4. На общности мифологии обыденного сознания, социальных стереотипов и эмоциональной динамики. Среднестатистические представления о жизни, отношениях и поведении людей практически одинаковы у большинства людей — как и сами отношения и поведение на деле. Запустить и разыграть на этой основе эмоциональное действо ничего не стоит, и никакое мистическое «знающее поле» за этим не стоит.

5. На общем базисе невежества и некритичности. Ведущие расстановок и их клиенты, скорее всего, не читали про феномен фальшивой памяти, когда люди уверенно вспоминают то, что никогда не происходило или что относится к тому их возрасту, в котором они объективно не могут ничего помнить. В расстановках же принимаются за чистую монету любые «вспоминания» о чём угодно.

Резюмируем: «расстановщики» без зазрения совести игнорируют не то что какие-то малодоступные новейшие научные данные, а давно и хорошо экспериментально изученные социально-психологические и когнитивные явления и механизмы, которые позволяют дать гораздо более приземлённые и подкрепл
8000
ённые научными аргументами и фактами объяснения расстановочным спектаклям и впечатлениям их действующих лиц.

В расстановках присутствует немало факторов, способствующих довольно сильному воздействию на неподготовленных и верующих — другого определения и не подберёшь — клиентов. В первую очередь это присутствие других людей, их эмоциональное и ритуальное соучастие, телесный контакт — в таких условиях многие становятся доверчивыми и манипулируемыми до такой степени, что и продавцы БАДов позавидуют. Во-вторых, ведущим излагается и внушается красивая мифология как бы «научной» концепции, которая никем не оспаривается.

В-третьих, эта мифология тут же проигрывается в телах и лицах, отчего приобретает в субъективном восприятии статус вживую осязаемой истины, а редко доступные в обычной жизни и умело подогретые эмоции цементируют фундамент рыночного успеха расстановочного лохотрона.

Почему расстановки по Хеллингеру - это бесполезная пустышка

Тут можно было бы и поставить точку, но мы хотим уточнить, что определённая польза для некоторых участников расстановок может и случаться время от времени — размышления и эмоциональные погружения в анализ человеческих отношений, даже в мифическом контексте, способны наталкивать людей на разумные и конструктивные выводы. Но такие исходы в расстановках — случайные исключения, правило же — внушение и поддержание ложных представлений и о себе, и об окружающих, и о мире — и материальный успех ведущих…

Если Вам неожиданно помогла/или не навредила та или иная психопустышка, то нужно понимать, что Ваша игра в «русскую рулетку» удалась, но до следующего нажатия на курок.

Послесловие о том, в чём разбирается каждый

Есть две сферы жизни, в которых считает себя компетентным почти любой человек. Это психология и политика. И не случайно именно в этих сферах большие группы малопросвещённых потребителей так легко выбирают себе в наставники или руководители буквально сказочников-проходимцев, а не лучших профессионалов, которые предлагают для решения проблем нудную, трудную и длительную кропотливую работу. Избиратели и страждущие клиенты во всех странах мира предпочитают те средства, что выглядят как быстрое, лёгкое и «понятное» лекарство от душевных и социально-экономических «болячек», и тех гуру, которые сулят простые и «скорострельные» рецепты исцеления. Расстановки по Б. Хеллингеру — это такое же ложное средство психологического «развития», как и мыльные пузыри ничем не обеспеченных акций и политических амбиций — средство экономического роста и развития государства. На коротком временном отрезке наркотические инъекции мифов и самообманов могут создать иллюзию успеха, но по прошествии месяцев и лет начинается ломка, а ситуация оказывается только хуже и сложнее.

Мы попробовали визуализировать в онтокарте (онтологической сетевой модели) принципиальную конструкцию той ловушки заблуждений, которую эксплуатируют хеллингеры и куда век за веком идут очарованные и некритические клиенты.

В данной модели псевдопсихотерапевта можно заменить на политика, а клиента — на избирателя, сама онтологическая схема спайки обмана и самообмана останется в целом такой же. Может ли и готова ли современная психотерапия взяться за исцеление людей от прозябания в этом замкнутом круге невежества?

Авторы:
Е. Н. Волков, М. В. Вершинин
evolkov.net