У села Куземкино Шиловского района на дне оврага между двумя городищами, среди фрагментов керамики и прочего материала размытого культурного слоя нашли железную дужку, напоминающую петлю от замка. В находке опознали древний музыкальный инструмент – варган. К варганам (они же – хомусы) относят группу самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. При игре варган прижимают к зубам или к губам, при этом вся ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции и дыхания дает возможность менять тембр инструмента…У села Куземкино Шиловского района на дне оврага между двумя городищами, среди фрагментов керамики и прочего материала размытого культурного слоя нашли железную дужку, напоминающую петлю от замка. В находке опознали древний музыкальный инструмент – варган.
К варганам (они же – хомусы) относят группу самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. При игре варган прижимают к зубам или к губам, при этом вся ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции и дыхания дает возможность менять тембр инструмента.
— История Куземкинских городищ, расположенных парой, чрезвычайна интересна, — говорит Александр Гаврилов, директор Шиловского краеведческого музея. — Вероятно, первоначально появилось малое городище еще в эпоху раннего железного века, в первом тысячелетии до нашей эры, когда на нем проживали носители так называемой городецкой культуры, которых иногда отождествляют с племенами тиссагетов, упоминаемых античными авторами. Однако наибольшего расцвета они достигли в эпоху средневековья, когда было построено второе городище.
Эти укрепительные сооружения, судя по находкам булгарских, мещерских и золотоордынских вещей, были населены так называемыми татарами-мишарями, смешанным русским, мещерским и булгарским населением, которое после создания Касимовского ханства влилось в него. Первое городище, вероятно, продолжало использоваться как сакральный центр, о чем свидетельствуют остатки насыпанной на конце городища, «мировой горы», тесно связанной с индо-европейскими мифами.
На ней, вероятно, стояло мировое древо, к ветвям которого крепились различные подвески и подношения… А у его подножья сидел шаман, который играл на найденном варгане, так как варган издревле считается именно шаманским инструментом, тесно связанным с идеей путешествия между мирами.
Комментарий Аксентия Бескровного, специалиста по варганам:
Эх, что ж у нас, как ни варган, то обязательно с рефлекторным эпитетом «шаманский», хотя до шаманских варганов там топать и топать на восток надо? Даля бы лучше вспомнили, раз уж о Рязанской области речь зашла:
«…у нас былъ, въ Касимов, мщанин; какъ началъ торговать, такъ бывало на пятакъ въ день уторгуетъ, да еще два гроша сдачи дастъ — а расторговался, поднялся съ мелочнова на оптовой-валовой, такъ въ ниткахъ пасмы не разбиваетъ, въ варганахъ полудюжины не рознит!» (Сочинения В.И. Даля. Повести и рассказы. Том VII, 1883).
Вот так вот, наверное, подходили к рязанским торговцам две сотни лет назад и просили: «а навесь-ка мне, братец, полдюжины шаманских варганов». Ну или ещё за сотню-две лет до того. Впрочем, если найденный рязанский варган старше, то всё может быть сложнее, чем эпизод из сказки Даля. Но тем не менее.
Источник:
Аксентий Бескровный