Три принципа стоицизма и радостная жизнь

Три принципа стоицизма и радостная жизньСтоицизм — одна из самых непонятных для людей философских школ. Но стоики были среди самых рациональных и практичных людей своего времени, и мы все еще многому можем у них научиться. Сегодня, к сожалению, слово «стоик» часто используют в несколько негативном ключе — например, для описания человека, который отказывается жаловаться или демонстрировать свои чувства. Стоики определенно выступали за достаточно аскетический образ жизни — но разве только в этом смысл стоицизма? В этой статье я хочу поделиться с вами тремя принципами стоиков, которые вы сможете применить в своей повседневной практике, чтобы жить не скучной «стоической» жизнью, а испытывать больше радости.Три принципа стоицизма и радостная жизньСтоицизм — одна из самых непонятных для людей философских школ. Но стоики были среди самых рациональных и практичных людей своего времени, и мы все еще многому можем у них научиться. Сегодня, к сожалению, слово «стоик» часто используют в несколько негативном ключе — например, для описания человека, который отказывается жаловаться или демонстрировать свои чувства. Стоики определенно выступали за достаточно аскетический образ жизни — но разве только в этом смысл стоицизма?

В этой статье я хочу поделиться с вами тремя принципами стоиков, которые вы сможете применить в своей повседневной практике, чтобы жить не скучной «стоической» жизнью, а испытывать больше радости.

Стоики ценят, что имеют, и не принимают ничего как должное

Один из главных источников нашего несчастья — наша неспособность быть благодарными за то, что у нас есть. Стоики прекрасно понимали это и учили ум сопротивляться этой естественной склонности. Один из их методов — негативная визуализация. Они не сосредоточивались на том, чего хотят, не пытались живо вообразить это себе, чтобы приблизить это желаемое к реальности — они сосредоточивались на том, что у них уже есть, что они ценят больше всего, и представляли, как это потеряют.

Попробуйте вообразить, как вы себя будете чувствовать, если ваши дети, ваш партнер или ваши родители умерли сегодня. Что бы вы захотели сделать для них сегодня? Действительно ли вы показали им, как вы их цените, рассказали им, как их любите?

Эпиктет советовал: всегда, целуя своего ребенка, молчаливо напоминайте себе, что он или она завтра может умереть, а расставаясь с другом или подругой, всегда говорите себе, что это может быть последний раз, когда вы их видите.

Если вы в состоянии в полной мере ценить все, что у вас есть сейчас, регулярно осмысляя вероятность, что вы это потеряете, тогда и сама потеря потом окажется не столь болезненной — у вас будет меньше сожалений о несделанном.

Стоики защищают себя самоуничижительным юмором

Как вы реагируете, когда люди оскорбляют вас или смеются над вами? А как вы думаете, отреагировал бы древний стоик? Один из ответов — он бы посмеялся сам над собой.

Смех над оскорблением — один из самых сильных способов отреагировать на него. Так вы показываете обидчику, что не воспринимаете его всерьез — вы не даете ему власть над собой.

Я лично обожаю этот прием и использую его при необходимости. Если вы в состоянии посмеяться над собой сильнее, чем ваш обидчик, вас перестанут тревожить, а ваш обидчик испытает бессилие.

А вы? Можете вы смеяться над собой? Если нет, что вас останавливает?

Стоики сосредоточиваются на том, что могут изменить

Они отказывались тратить время на размышления о том, чем они не могли управлять. Они думали, что наше время и энергия должны тратиться лишь на то, что мы в состоянии контролировать. По этой причине они считали, что нужно полностью принять прошлое и настоящее — бессмысленно переживать о прошлом, которое нельзя изменить, или отказываться принять настоящее, которое разворачивается прямо сейчас перед нами. Они запрещали себе употреблять фразы вроде: «Если бы только я сделал тогда то-то и то-то…» или «Хотелось бы мне сказать ей, как я люблю ее, до того, как она погибла в аварии…»

Они тщательно отделяли то, чем могут управлять, от того, чем не могут. К примеру, мы полностью контролируем наше отношение к жизни и наши ценности. Мы также контролируем цели, которые ставим перед собой. Но мы совсем не контролируем большинство тех вещей, что происходит во внешнем мире.

Эпиктет говорил, что мы должны ставить цели, которых легко добиться или даже в достижении которых мы уверены, над которыми мы имеем власть. Ставя цель, стоик сосредоточивается на процессе, а не на результате. С точки зрения стоика гораздо осмысленнее проявлять себя с лучшей стороны в том, что вы можете сделать, чем добиваться повышения по службе, победы в игре или пытаться стать миллионером — здесь у вас нет никакой гарантии, что вы добьетесь этих целей.

На чем сосредоточены вы — на результате или на том, чтобы наслаждаться процессом и просто делать все возможное для достижения своих целей?

Источник:
Тибо Мерюс
Идеономика