Место бхагавата-прашны в иерархии ведических дисциплин

Место бхагавата-прашны в иерархии ведических дисциплинСовременные психологи убеждены, что абсолютно все телесные болезни – это результат психологических проблем. Веды в этом вопросе идут ещё дальше, указывая на то, что все психологические проблемы проистекают из отсутствия у человека цели или миссии жизни, из-за его непонимания кто он есть, почему он страдает, и что ему делать. Похожей идеи придерживался Виктор Франкл, который опровергая Фрейда и Адлера, говорил, что суть человеческой жизни ни в сексе и власти, а в том, чтобы иметь прочный внутренний стержень – в том, чтобы свой «орган смысла» в здоровом состоянии поддерживать.

«В духовной установке человек был свободен. Заключив человека в лагерь,
можно было отнять у него всё, вплоть до очков и ремня. Но у него оставалась эта свобода.
И она оставалась у него буквально до последнего мгновения. До последнего вздоха.»

Виктор Франкл

Структура ведических дисциплин

Место бхагавата-прашны в иерархии ведических дисциплинВеды рассматривают четыре уровня человеческих потребностей:
— тело – хочет жить;
— ум – хочет эмоциональной близости;
— интеллект или разум, – хочет обучаться и достигать целей;
— душа – хочет служить.

Всё разнообразие ведических дисциплин можно условно разделить на четыре категории, – в соответствии с уровнем потребностей, которые они призваны удовлетворять:
— для тела – аюрведа (ведическая медицина);
— для ума – джйотиш (ведическая астрология с элементами психологии);
— для интеллекта – бхагавата-прашна (ведический коучинг);
— для души – шуддха-бхакти (чистое бескорыстное любовное служение Кришне, Верховной Личности Бога).

Эти четыре категории дисциплин отличаются между собой по сложности методологического аппарата и по необходимости индивидуального подхода к каждой «страждущей» личности. Аюрведа действует по принципу симптом / рецепт. Джйотиш – по принципу негативное влияние / нейтрализующее воздействие. Суть бхагавата-прашны сводится к чтению святых книжек, общению со святыми и служению святым. Наконец, шуддха-бхакти учит не планировать своё счастье, а черпать счастье в своих попытках удовлетворить Кришну.

Отличительные черты ведических дисциплин

На самом грубом (телесном) уровне, определяющую роль играет методологический аппарат, а индивидуальное отношение к личности является второстепенным фактором. Так работает современная медицина: есть симптом – есть рецепт; и не важно, что у человека в голове, чем он живёт и о чём переживает.

На чуть более тонком (умственном) уровне, методологический аппарат уже попроще. Поэтому психология – наука хоть и сложная, но уже более простая, чем грубая медицина. Однако здесь уже становится важной индивидуальность подхода, и как следствие принятие во внимание таких «причуд» личности, как «хочу/нехочу», «нравится/ненравится», «хорошо/плохо», а также внешних «благоприятных и неблагоприятных» воздействий. Поэтому для внешне одних и тех же симптомов, психология может предлагаться разные рецепты.

На ещё более тонком (интеллектуальном) уровне, предлагаемый Ведами методологический аппарат – ещё проще. Однако, необходимость индивидуального подхода здесь уже играет очень заметную, – едва ли не первостепенную, – роль. Если с телом и умом работают аюрведа и джйотиш, для которых в современном западном мире аналогами являются грубая медицина и психология, то бхагавата-прашна на западе представлена в виде мотивационных бизнес-тренингов, коучинг-сессий личностного роста и других подобных мероприятий.

В данной сфере услуг, методологический аппарат уже настолько прост, что даже не требует специального образования. Поэтому часто можно встретить бизнес-тренеров, которые не имеют соответствующего высшего образования, но вместе с тем делятся своим живым опытом, и успешны в этом. У них это получается, потому что здесь на первый план выходит способность строить отношения со своей аудиторией. А этому в вузах не учат.

Поэтому образовательный процесс человека, желающего помогать людям на этом уровне, в основном сосредоточен на том, как:
— развивать дух сотрудничества,
— строить отношения со своей аудиторией,
— достигать взаимоуважения и взаимодоверия с ней,
— правильно играть роль учителя и ученика.

Веды уделяют этим вопросам первостепенную важность и дают проработанную методологию для их разрешения. Тогда как для приверженцев западных методик лидерства и мотивирования, это в значительной степени – непаханое поле. Поэтому сфера удовлетворения интеллектуальных потребностей в большинстве своём открыта только для последователей восточных учений, в особенности, для последователей Вед.

Самый тонкий уровень удовлетворения человеческих потребностей – духовный. Это уровень шуддха-бхакти, уровень бескорыстного любовного служения Кришне, Верховной Личности Бога. Это настолько тонкая и личностная тема, что без живого общения с людьми, которые живут идеей любви к Богу, – понять её не представляется возможным. Тем более, если об этом пишет человек, который такой идеей не живёт (речь идёт об авторе данной статьи). Сфера шуддха-бхакти ещё даже более редка, чем сфера бхагавата-прашны, потому что она доступна даже ни всем ведантистам – а лишь тем, кто на основе «Шримад-Бхагаватам» свою жизнь строит.

Итак, мы рассмотрели четыре уровня человеческих потребностей и четыре категории ведических дисциплин, призванных удовлетворить соответствующие потребности; разобрали их методологическую сложность и необходимость личностного подхода. Для полноты картины также следует отметить, что какой бы грубой ни была ведическая дисциплина, её цель в конце концов – привести человека к шуддха-бхакти: к бескорыстному любовному служению Кришне.

У данного обстоятельства есть два приятных следствия:
— даже на самых грубых уровнях удовлетворения человеческих потребностей, – тело и ум, – аюрведа и джйотиш уделяют значительное внимание личностному подходу,
— ведические медицина и психология, не так сложны методологически, как западные их аналоги.

Поэтому, – имея конечной целью, дать человеку шуддха-бхакти, – даже аюрведа и джйотиш в основе своей указывают на необходимость принятия человеком духовного учителя. А рецепты для лечения тела и психики приводятся только для закоренелых материалистов, которые неспособны воспринять идею любви к Кришне. Но благодаря тому, что рецепты аюрведы и джйотиш так или иначе работают, люди постепенно начинают уважать Веды и как следствие принимать идею, что любовь к Кришне – высшая цель человеческой жизни.

Коренная причина всех болезней

Современные психологи убеждены, что абсолютно все телесные болезни – это результат психологических проблем. Веды в этом вопросе идут ещё дальше, указывая на то, что все психологические проблемы проистекают из отсутствия у человека цели или миссии жизни, из-за его непонимания кто он есть, почему он страдает, и что ему делать. Похожей идеи придерживался Виктор Франкл, который опровергая Фрейда и Адлера, говорил, что суть человеческой жизни ни в сексе и власти, а в том, чтобы иметь прочный внутренний стержень – в том, чтобы свой «орган смысла» в здоровом состоянии поддерживать.

Но легко сказать об этом: «Найди себя, найди свою цель, найди свою миссию, заточи свой внутренний стержень», – сделать же это, намного сложнее. Однако Веды и для этого дают соответствующий рецепт, говоря, что отсутствие миссии, цели и внутреннего стержня – это результат отсутствия целостного эго слуги, которое формируется в процессе следования шуддха-бхакти, начинающейся с повторения мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Естественно, все эти виды дисциплин заслуживают своего места под солнцем, и в зависимости от обстоятельств являются важными для человека. Например, было бы абсурдным говорить человеку, страдающему из-за острых болей аппендицита, о психологической причине его проблемы и тем более о духовности. В этом случае медицина – как нельзя кстати. Однако, если время терпит, наиболее полезными оказываются такие ведические дисциплины, которые на более тонком уровне работают: бхагавата-прашна, а ещё лучше – шуддха-бхакти.

Ключевое преимущество бхагавата-прашны

Хорошим преимуществом решения проблем на уровне разума, или интеллекта является отсутствие необходимости погружаться в интимные подробности переживаний «пациента». Тогда как при работе на уровне психики, – без этого, как правило, не обойтись. А ведь внутренние переживания часто бывают настолько интимными, что о них даже себе признаться стыдно, – не говоря уже о том, чтобы поделиться ими с посторонним человеком.

Ведь на уровне психики надо разбирать такие вещи, как хорошо/плохо, нравится/ненравится, хочу/нехочу, и надо понять их взаимосвязь с внешними благоприятными/неблагоприятными условиями, и отталкиваясь от этого предложить пациенту способ выхода из проблемы. Тогда как на более тонком уровне, – уровне разума – достаточно ценностную основу гармонизовать, и тогда человеку становится легче. Не столько потому что проблемы ушли, сколько из-за смены собственного отношения к проблемам. Не зря говорят, что «человек может вытерпеть любое как, если у него есть достойное зачем».

Т.е. проблемы возможно останутся, возможно уйдут – но отношение к ним сменится, и поэтому жить станет легче. Поистине, только начиная с этого уровня, мы становимся способными делать друзей из своих врагов. И ведь этот мир держится только на таких людях, которые способны поступать подобным образом. Быть таким человеком – большое счастье. И это счастье достигает своей кульминации, когда я мотивируюсь принципами шуддха-бхакти, – когда собственное счастье для меня уходит на второй план, а основным мотивом становится желание удовлетворить Кришну. Но это слишком высокая тема, на которую автор статьи говорить не квалифицирован, поэтому в качестве завершения статьи приведу историю Виктора Франкла, которому удалось добиться выдающегося успеха, достигнув гармонии на уровне интеллекта, разума.

Уникальный опыт Виктора Франкла

Этот человек обнаружил свою свободу в «Лагере смерти Дахау», в который его бросили фашисты, поскольку он был евреем по национальности. Франкл видел, как один за другим люди сгорали в газовых печах. Он прошёл через жуткие муки. Однажды в момент полного отчаяния, когда он сидел голый в одиночной камере, Виктор Франкл вдруг понял: я могу быть счастливым прямо здесь и прямо сейчас. Он понял, что никто (!) мне вреда причинить не может. Они могут причинить вред моему телу, они могут так или иначе причинить мне боль, но они не могут причинить вреда (!) мне. И он назвал этот урок, который он получил в «Лагере смерти», «уроком последней свободы», которая у нас всегда остаётся (или, по-другому он называл его «уроком духовного упрямства»).

В этот момент, сидя там в лагере смерти, он стал представлять, как он даёт лекцию студентам, после того как он вышел из лагеря, и как он рассказывает студентам и как студенты слушают его и как студенты воодушевляются. И он вдруг почувствовал, что он очень счастлив, потому что он делится со студентами своим опытом.

Кто-то может сказать, что он просто воображал себе, – но он не просто воображал себе. Он в этот момент сознательно выбирал свою реакцию на обстоятельства, в которых он оказался. И он сделал правильный выбор. Он выжил. И не просто выжил. Он в какой-то момент стал помогать тюремщикам. Не просто соседям по лагерю помогать – он стал помогать людям, которые были его мучителями. Они к нему за помощью обращались.

Позже Виктор Франкл, вспоминая о лагерных буднях, пишет в своей замечательной книге: «В духовной установке человек был свободен. Заключив человека в лагерь, можно было отнять у него всё, вплоть до очков и ремня. Но у него оставалась эта свобода. И она оставалась у него буквально до последнего мгновения. До последнего вздоха».

Пусть это не духовный, а материальный пример, – Виктор Франкл работал над собой на уровне разума, на уровне бхагавата-прашны, – но он хорошо показывает, как целостное эго человека способно творить чудеса. Насколько же более могущественным может стать человек, если он руководствуется в своей жизни принципами шуддха-бхакти! Но об этом в другой раз и ни в моём авторстве.

Источник:
Центр ведического коучинга