Пешком вокруг света за два года

Пешком вокруг света за два годаВ псковском клубе путешествий «Тропы» прошла встреча с удивительным человеком Сергеем Лукьяновым, обошедшим земной шар на своих двоих. Начал свое путешествие Лукьянов 1 апреля 2015 года в Санкт-Петербурге, завершил 4 февраля на Дворцовой площади. За время путешествия россиянин посетил 21 страну и прошел 23 тыс. километров. Сергей Павлович является рекордсменом СССР и России в ходьбе на 100 километров и суточной, 2-суточной ходьбе. Его личный рекорд — прохождение 207 километров за сутки в 1989 году. Неоднократно он совершал пешие переходы из Москвы в Петербург, из Петербурга в Выборг, вокруг озера Ильмень, Ладожского озера (1300 километров за 16 дней).В псковском клубе путешествий «Тропы» прошла встреча с удивительным человеком Сергеем Лукьяновым, обошедшим земной шар на своих двоих. Начал свое путешествие Лукьянов 1 апреля 2015 года в Санкт-Петербурге, завершил 4 февраля на Дворцовой площади. За время путешествия россиянин посетил 21 страну и прошел 23 тыс. километров. Ему пришлось совершить два перелета – из Сингапура в Чили, а также из Бразилии в Россию.

Лукьянов Сергей Павлович родился 27 апреля 1956 года. Всю жизнь мечтал путешествовать, интересовался книгами дальних странах с самого детства. Начал заниматься лёгкой атлетикой в группе прыгунов в высоту, затем попал к тренеру Людвигу Матею, у которого стал заниматься спортивной ходьбой.

Сергей Павлович является рекордсменом СССР и России в ходьбе на 100 километров и суточной, 2-суточной ходьбе. Его личный рекорд — прохождение 207 километров за сутки в 1989 году. Неоднократно он совершал пешие переходы из Москвы в Петербург, из Петербурга в Выборг, вокруг озера Ильмень, Ладожского озера (1300 километров за 16 дней). Он шел по Финляндии в 2008 году, вокруг Мраморного моря без сопровождения в 2009 году, в 2010 году совершил переход вокруг Азовского моря, преодолев за 21 день 1400 километров. В 2011 году Сергей Лукьянов обошел вокруг острова Сицилия за 14 дней, в 2013 и 2014 годах дважды прошел дистанцию 2500 и 3000 километров по странам Евросоюза. На эти переходы у него ушло 50 и 57 дней 2 часа 30 минут.

Пешком вокруг света за два года

— Сергей Павлович, как решали вопросы с визами? С деньгами?

Сергей Лукьянов: У меня есть виза на европейские страны, Китай, а в основном старался обходить те страны, где нужна виза. Но нужно еще знать, что даже, если виза есть, это не гарантирует легкое прохождение границы. Сложилось впечатление, что в мире так устроено, чтобы не слишком-то облегчать людям передвижение по странам.

Насчет денег, никакого финансирования и спонсоров у меня не было. Шел просто на свою пенсию, что приходила на карточку. В начале пути были небольшие сбережения. Постепенно, когда друзья узнавали о моем путешествии, когда люди начали следить в интернете, помогали, кто чем мог. Например, друзья купили билет на самолет из Сингапура в Латинскую Америку. Океан я перелетел на самолете. Еще у меня есть друг, который помогает с хорошими кроссовками.

— Сколько кроссовок сносили за время пути?

Сергей Лукьянов: Семь пар.

— Сколько километров в день вы проходите? Где ночуете?

Сергей Лукьянов: По-разному, в зависимости от конкретных условий — иногда и 100 можно пройти, а в среднем получается 50 — 60 километров в день. Ночую просто в лесу под елкой, или в сугробе, или в стоге сена, где придется. Палатку с собой не беру, так как это очень тяжело, и обязательно привлечет грабителей, которые могут как раз, когда я сплю, напасть. У меня с собой есть только три спальных мешка для дополнительного тепла. Вот так придешь в какую-то местность — сразу спать. Мобильный телефон не достаю, когда ложусь, так как он тоже привлечет обязательно внимание либо собак, либо бомжей. Бывает, что люди какие-то приглашают на ночлег, предлагают еду. Я всегда этому радуюсь.

Однажды шел в какой-то деревне, навстречу мне мужик из тех, что много выпивают. Он идет в местный магазин, а в руке пачка денег. Так он меня увидел, узнал, похвалил, пожелал удачи и отдал все деньги, что у него были. Я был растроган, что мужик мне последние деньги отдать решил.

Хотя однажды в Буэнос-Айресе (Аргентина) меня ограбили. Украли абсолютно все. Ничего не было. Расстроился сначала, а потом вспомнил, как мне однажды один иностранец говорил на русском одну и ту же фразу, так как он другой не знал: «Не паникуй». Вот и я так себе сказал: «Не паникуй!», главное, что живой-здоровый, а все остальное можно решить. Было еще пару случаев, когда меня хотели ограбить, но я был уже научен опытом. Иной раз лучше убежать и сохранить здоровье, деньги и имущество, чем пытаться сохранить лицо и быть ограбленным.

— Вы когда идете, какую цель преследуете? Может быть что-то хотите сказать людям? О чем думаете по пути?

Сергей Лукьянов: Я хочу своим примером показать людям добро. Вот я вышел на маршрут, обо мне узнали мои друзья в разных городах, спортсмены-ветераны, мы начали созваниваться, начали сообща что-то делать друг для друга — это все объединяет. Вообще в мире очень много хороших людей, в азиатских странах (Малайзия, Китай, Сингапур, Вьетнам, Таиланд и других) вообще люди очень добрые, счастливые, улыбающиеся. Живут в каком-то простом доме, например, в китайской деревне, и по нашим меркам, у них ничего нет, а они все равно счастливы! У них все есть для счастливой жизни! Вот, что я хочу сказать людям. Нам не нужно много для счастья. Люди хотят добра.

Когда я иду по дороге, я смотрю по сторонам, примечаю для себя разные полезные находки в обустройстве домов или хозяйства. Где-то увижу удачное решение для дома, где-то для огорода и т.д. Например, в северном Китае меня поразило, как они обустраивают жилище. У них совсем нет мебели, как у нас. Нет центрального отопления, есть только печка, занимающая две трети дома, которая одновременно служит и кроватью для членов семьи, и обеденным столом, если с нее убрать матрас. Очень удобно.

У меня есть наушники, и я слушаю сказки по пути. Очень мне нравятся сказки, которые в детстве читали. Если сейчас их перечитывать, открываешь для себя много нового. Иногда и сам себе рассказываю — это весело.

— По каким дорогам ходите? В Великие Луки заходили, когда шли по Псковской области? На дорогах кто-то помогает?

Сергей Лукьянов: Практика показала, что идти нужно только по главным дорогам, федеральным трассам. Так безопаснее, да и указатели помогают.

Иногда люди узнают, кто я и куда иду и предлагают подвезти. Говорят: «Садись, я тебя подвезу немного, три дня тебе сэкономлю, никому не скажу!». Но я всегда отказываюсь, так как тогда мой маршрут теряет смысл. Я же тогда себя обману. Потом это сэкономленное время мне покоя не даст.

Иногда спрашиваешь маршрут у незнакомцев, мол, далеко ли до магазина? А он говорит, да вон там по тропинке километра три всего. А потом идешь, оказывается, там не три километра, а тридцать и вообще не в ту сторону. Когда на машинах ездят, люди привыкают к другим категориям, им что три, что 30 километров недалеко, а когда идешь пешком лишний крюк выходит дорого. Поэтому теперь я когда не знаю, куда идти, спрашиваю у нескольких людей, и если направление у кого-то сошлось, ту дорогу и выбираю.

Я шел через Белоруссию и из Витебска шел мимо Великих Лук, по трассе Е-95, поскольку второстепенные дороги очень плохи. Тяжело идти. Да еще и с рюкзаком за плечами.

— Тяжелый рюкзак? Что в нем?

Сергей Лукьянов: Мой рюкзак весит 17 килограммов. Там только самое необходимое. Все уменьшенного размера. Все проверенное опытом. Кстати, без подготовки с таким рюкзаком далеко не уйдешь. Меня из Минска провожали друзья, которые тоже занимались спортивной ходьбой. Они вызвались пройти со мной 50 километров и по очереди нести мой рюкзак для тренировки. Так вот им было тяжело, сошли с дистанции.

Не беру никаких горелок, специальных приспособлений для приготовления пищи. Ем только холодное, то, что покупаю в магазинах, колбасу, лапшу, сгущенку. Кстати, всегда несу с собой баночку кока-колы. Она мне заменяла воду в разных уголках планеты. Хотя и говорят, что пить только колу вредно, что обязательно нужно есть горячую пищу и супы. Мой опыт говорит об обратном. За два года странствий я выпил две тонны кока-колы, и думаю, что именно это спасло меня, например, от заболеваний.

— Каким образом?

Сергей Лукьянов: Все мы родились и выросли в определенной местности, наши организмы привыкли к определенным экологическим условиям и особенно к воде нашей местности. В воде вообще заключена жизнь. И везде вода абсолютно разная. И то, что хорошо для индийца, африканца или китайца, будет плохо для европейца. Обязательно будут кишечные отравления, инфекции.

Даже к той воде, что продается в бутылках и чистая, организм должен привыкнуть и адаптироваться. У меня же этого времени нет, поэтому я пью кока-колу, которая в любой стране мира одинаковая. В этом мой секрет. Конечно, это не значит, что не нужно совсем знать меры и заедать кока-колу конфетами или еще чем-то вредным, чтобы был удар по печени. За это время я досконально изучил свой организм и ем только то, что ему подходит.

— Как боретесь с холодом и жарой? Бывает, что вы делаете перерывы в пути?

Сергей Лукьянов: Я могу спать на улице при температуре до -15. Идти в холод в принципе нормально, хотя вот сейчас были сильные морозы, понял, что лицо обмерзает, остановился на три дня у друзей в Белоруссии. Это были мои выходные. Еще тут в Пскове меня очень хорошо принимают, обеспечили баню и ночлег, здесь я тоже решил сделать остановку. Однажды за Уралом мне пришлось лечь в больницу и приостановить маршрут на 50 дней. У меня нашли грыжу и вырезали. Врачи мне потом говорили, что нельзя долго идти дальше, но я пошел. Просто шел аккуратно, постепенно увеличивая нагрузку. Все надо делать с учетом организма и своих возможностей.

Ноги главное держать в тепле. Я делаю так: если ничего другого нет, то надеваю на ноги целлофановый пакет, или можно использовать три пары носков, но только нужно учесть, что они должны быть на несколько размеров больше, чтобы воздух легко циркулировал. То же самое с руками — обязательно варежки, а не перчатки, лучше даже без большого пальца. А еще я как-то и на руки большие носки надевал — хорошо было. Тут уж не до красоты.

В тропических странах с влажным климатом температура может быть и +50, жарко, душно, ночью до 30 снижается. Там тоже главное одеться, закрыть тело, а не наоборот идти в одних трусах, как некоторые думают. В жару легче одетым в несколько слоев. Там еще большая проблема в насекомых. Во Вьетнаме как-то проснулся весь облепленный мелкими муравьями, они лезли везде! Потом весь день шел, чесался, ночью даже шел, так как невозможно было спать, так еще и муравьев всю дорогу вытряхивал из рюкзака.

— А дикие животные встречались?

Сергей Лукьянов: Постоянно! Это в России как-то животных мало, они почти не попадаются на пути, все сторонятся, а в других странах их много разных! И животных, и рыбы в озерах и реках, никто их не ловит, не обижает.

Я за это время научился как-то ладить с животным миром. С животными иногда легче договориться, чем с людьми, и язык они понимают. Ведь как это происходит? У каждой букашки на земле есть своя территория, границы которой нужно уважать и соблюдать.

Не раз замечал — пришел я в лес, кинул рюкзак, ложусь спать, и вот если я лег спать на территории какой-нибудь мыши или жука, она мне спать не даст. Будет по мне бегать, кусать, всячески мешать. Пока я не подвинусь от ее места на три метра дальше. Или хлеба дам. Тогда все хорошо. Я сплю, она спит, и мы друг другу не мешаем.

Однажды проснулся, думал сон снится, напротив меня сидят два медведя. Сидят и смотрят. А я на них смотрю. Смотрели какое-то время, потом ушли. Я же им опасности не представлял, на их территорию не посягал, вот и разошлись мирно.

Так и с крокодилами в Амазонке было. Они на самом деле людей боятся даже.

— В какой стране хотелось задержаться?

Сергей Лукьянов: Вообще все страны хороши, интересны, но самая лучшая та, в которой ты родился. Петербург, я вам скажу, самый красивый город на земле, другого такого нет. Было интересно в странах юго-восточной Азии, в Китае очень понравилось. В Бразилии мне удалось даже побывать на Олимпийских играх, спасибо тем людям, что помогли немного посмотреть Олимпиаду. Очень интересно было в Чили, я давно мечтал побывать там, шел по дороге инков. Очень люблю Италию. Удивительный кусок суши им достался. Чехия и Словакия — прекрасны, тихо-спокойно, никто никуда не спешит.

— Говорите на иностранных языках?

Сергей Лукьянов: Я говорю на русском и в совершенстве владею английским — знаю два слова: yes и no. Пока мне этого везде хватало.

— Чему вас учат путешествия?

Сергей Лукьянов: Тому, что человеку ничего особенного не нужно для счастья. Не нужно никуда спешить, куда-то бежать. Жизнь проходит в эту минуту. Я когда пересек границу с Россией по возвращении из Европы, сразу заметил разницу: все куда-то бегут, куда-то едут со скоростью 120 километров в час. Куда? Ни в одной стране мира мне такого не встречалось, чтобы так быстро ездили, как у нас. Везде едут 40 — 60 километров, есть выделенные полосы для спецтранспорта и пешеходов, и их никогда никто не занимает, даже если пробка 3 километра. В России не так.

А когда идешь по дороге пешком, когда строишь маршрут только приблизительно и не знаешь, где закончишь день, кого встретишь по пути, приходит понимание ценности каждого момента.

У нас люди, как будто всегда откладывают жизнь на потом, от этого все время куда-то бегут. Вот идет человек на остановку, чтобы ехать на работу, может сердиться, раздражаться от того, что он ждет так долго автобус, а ведь в этот момент он живет. Можно сесть на скамейку, подумать о приятном, посмотреть по сторонам, отдохнуть, ведь как прекрасно просто жить! Нельзя забывать об этом.

Поэтому я и говорю: «Не паникуй». В любой ситуации все как-то наладится, сложится. Жизнь сама по себе ценность.

— Были ли желающие к вам присоединиться? Взяли бы с собой жену?

Сергей Лукьянов: На разных участках ко мне хотят присоединиться люди, в школах, например, дети готовы отправиться сразу в путь. Но без подготовки нельзя. Да и идти в такое путешествие с кем-то — это большая ответственность и задержки в пути. Кто-то обязательно натрет ногу, поранится, заболеет. Тогда другие должны будут его ждать. Да и психологический климат надо поддерживать. А так идешь один, сам себе хозяин и никого не задерживаешь, и сам идешь в своем темпе.

Жена у меня мастер спорта по легкой атлетике, но и она хорошо, что дома меня ждет. Она всегда в моем сердце. Я, когда в Питер вернусь, первым делом мы с ней пойдем в баню.

— Потом какие планы?

Сергей Лукьянов: Потом сложно сказать. Когда домой приходишь, начинаются домашние дела-хлопоты. То на огороде помочь, то с домом. Хотелось бы книгу написать о своих наблюдениях, но пока не ясно, получится ли. Когда идешь, в голове все складывается хорошо, но записывать мысли на бумагу, даже делать фотографии на телефон — совершенно нет времени и возможности. Хотелось бы новые маршруты и те страны, в которых я еще не был, посетить.

— Бывали ли сомнения? Хотелось ли в какой-то момент все бросить и вернуться домой?

Сергей Лукьянов: Чтобы совсем вернуться домой, такого не было. Когда появляются темные мысли, их можно легко отодвинуть. Оставить позади. Идти дальше.

— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет начать так же путешествовать?

Сергей Лукьянов: Пробовать. Но учитывать свои возможности. Начинать с малого и постепенно увеличивать нагрузку. А то бывает так, что человек лежит годами, не занимается спортом, наращивает килограммы, потом решает начать бегать. Убивается на первой тренировке, не зная своих сил, и потом всю оставшуюся жизнь ненавидит спорт. Начинать нужно с малого. Всегда придерживаться пульса 90 — 120. Это самый нормальный. Если при беге пульс увеличивается выше этих значений, идите. Идите в своем темпе, чтобы снова держать пульс 90 — 120 ударов в минуту.

Чтобы начать ходить на большие расстояния, лучше начать с окрестностей у дома. Уходить на 8 и до 25 километров. Потом довести до того, чтобы за день пройти 25 километров туда и обратно. Потом садитесь на поезд и езжайте за 60 километров от дома, а обратно идите пешком.

Источник:
Луки.ру